Pontiac — отделение американской компании General Motors, специализировавшееся в основном на выпуске спортивных автомобилей, со штаб-квартирой в Детройте (штат Мичиган, США).
Производитель: Pontiac Division (дочернее предприятие GM)
Производство: 1964-1974 / 2004-2006
Класс: Muscle Car
Тип кузова: 2-дверный купе / 2-дверный кабриолет / 2-дверный седан / 3-дверный лифтбэк
Дизайнеры: Расселл Джи (Russell Gee)
Двигатели:
Карбюраторный, инжекторный 4-х тактный
389-й (6,4 л) V8 до 270 кВт, 360 л.с. 1964-67
400-й (6,6 л) V8 до 270 кВт; 360 л.с. 1964-73
455-й (7,4 л) V8 до 270 кВт; 360 л.с. 1968-73
350-й (5,7 л) V8 до 150 кВт; 200 л.с. 1974
LS1 (5,7 л) V8 260 кВт; 350 л.с. 2004
LS2 (6,0 л) V8 300 кВт; 400 л.с. 2005-06
Карбюраторный, инжекторный 4-х тактный
389-й (6,4 л) V8 до 270 кВт, 360 л.с. 1964-67
400-й (6,6 л) V8 до 270 кВт; 360 л.с. 1964-73
455-й (7,4 л) V8 до 270 кВт; 360 л.с. 1968-73
350-й (5,7 л) V8 до 150 кВт; 200 л.с. 1974
LS1 (5,7 л) V8 260 кВт; 350 л.с. 2004
LS2 (6,0 л) V8 300 кВт; 400 л.с. 2005-06
Коробка передач:
3-х ступенчатая механическая
4-х ступенчатая механическая
6-х ступенчатая механическая
2-х ступенчатая АКПП
3-х ступенчатая АКПП
4-х ступенчатая АКПП
Привод:
Классический, задний
О автомобиле.
Pontiac GTO - построен компанией Pontiac корпорации General Motors в США, в период с 1964 по 1974 год, и с 2004 по 2006 год в Австралии вспомогательным Холдингом. GTO считается инновационным, а теперь и классическим "настоящим" muscle car1960-70 годов. С 1964 до 1973 года был тесно связан с Pontiac Tempest/LeMans, а после 1974 года перешел в Pontiac Ventura.
Линии Pontiac GTO был спроектированы инженером Расселом Джи (Russell Gee), двигатель - специалистом Биллом Коллинсом (Bill Collins), а шасси с ходовой были "детищем" главного инженера "Понтиак" Джона ДеЛорейна (John DeLorean). В начале 1963 General Motors издали указ о запрещении участия в автогонках для всех подразделений. В то время, реклама Pontiac и маркетинг были наоборот, направлены в значительной степени на производительность. С запретом официальных гонок компания Pontiac, не желавшая менять стратегию, переходит в раздел "улицы".
Имя GTO придумано самим главным инженером Джоном ДеЛорейном (John DeLorean), вдохновленным успехом итальянского гоночного автомобиля Ferrari 250 GTO. Аббревиатура происходит от Gran Turismo Omologato (либо Grand Tourer Homologated), что означает официальное участие для гонок в классе Grand Tourer.
GTO был самым настоящим нарушением правил GM. Генеральный менеджер Эллиот Эстес (Elliot Estes) утвердил модель, хотя менеджер по продажам Франк Бридж (Frank Bridge) не верил в успех, и настаивал на ограничении производства до 5000 автомобилей в год. Если бы "афера" не получилась, Эллиоту Эстесу (Elliot Estes) в лучшем случае бы грозил строгий выговор. Но, как оказалось позже, это был грандиозный успех.
Первый Pontiac GTO вышел в свет в 1964-ом с одной лишь опцией "LeMans", доступный в кузове купе, седана и кабриолета. В пакет ценой 296$ был включен V8 389-й блок (6,4 л) мощностью 325 л/с (242 кВт) при 4800 об/мин с четырехкамерным карбюратором и сдвоенным выхлопом, хромированной клапанной крышкой и воздушным фильтром. А так же малошумный семи-лепестковый вентилятор охлаждения и трехступенчатая механическая коробка передач Herst, жесткие спортивные пружины, более широкая резина, ковш на капоте и безусловно, значок "GTO" на решетке радиатора. За дополнительную плату можно было получить четырехступенчатую коробку передач, и более мощный Tri-Power двигатель на 348 л/с (260 кВт), этого же объема. В стандартной комплектации стоимость "мускулистого" GTO не превышала порог 4500$, а вес в 1600кг.
Оригинальные дорожные испытания:
Для 389-го блока (6,4 л)
Разгон 0-100 км/ч = 6,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,8 с при 159 км/ч.
Для 421-го блока (6,9 л) и 4-ступенчатой КПП
Драг рейсинг на 1/4 мили = 12,8 с
Максимальная скорость = 200 миль/ч (320 км/ч) на гоночной резине.
Уже через год, в 1965 году GTO пережил рейсталлинг, носивший правда косметический характер, фары теперь четыре, и располагаются вертикально. Изменена приборная панель, тахометр стал больше, и как следствие, информативней, появляется масляный манометр. 389-й блок дополнили лучшей вентиляцией картерных газов, изменился момент на высоких оборотах, как следствие 335 л/с (255 кВт) при 5000 об/мин; а надстройка Tri-Power была оценена в 360 л/с (270 кВт) при 5200 об/мин.
Pontiac GTO был возрожден в США в 2004 году, основанный на платформе Holden Monaro's V. Это двухдверное купе Австралийского производства. "Перерождением" занялся бывший председатель GM Боб Лутц (Bob Lutz), поехавший в Холден Монако во время деловой поездки в Австралию. Обновленный GTO был оснащен LS1 (2004) и LS2 (2005-06) двигателями V8 Corvette с выбором между 6-ступенчатой "механикой" и 4-ступенчатым "автоматом". За год было продано 13569 автомобиля.
2005 год начался с добавления сдвоенного выхлопа, 18" заводских легкосплавных дисков и перехода на новый LS2 (6,0 л) двигатель с 400 л/с (300 кВт). Произведено 11069 автомобилей в этом году.
Оригинальные дорожные испытания:
Разгон 0-100 км/ч = 4,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 13 с при 171 км/ч
В 2006 году было добавлено два уникальных цвета раскраски кузова - "космический красный металлик" и "медный металлик", в то время, синий и желтые металлики были сняты. Этот год стал заключительным для GTO, как поясняет потом генеральный менеджер Buick-Pontiac-GMC Джон Ларсон (John Larson), снятие модели вызвано более жесткими критериями безопасности вводимые в 2007 году, которые модель GTO не может встретить без серьезных переделок. За последний год выпуска продано 13948 автомобилей.
Линии Pontiac GTO был спроектированы инженером Расселом Джи (Russell Gee), двигатель - специалистом Биллом Коллинсом (Bill Collins), а шасси с ходовой были "детищем" главного инженера "Понтиак" Джона ДеЛорейна (John DeLorean). В начале 1963 General Motors издали указ о запрещении участия в автогонках для всех подразделений. В то время, реклама Pontiac и маркетинг были наоборот, направлены в значительной степени на производительность. С запретом официальных гонок компания Pontiac, не желавшая менять стратегию, переходит в раздел "улицы".
Имя GTO придумано самим главным инженером Джоном ДеЛорейном (John DeLorean), вдохновленным успехом итальянского гоночного автомобиля Ferrari 250 GTO. Аббревиатура происходит от Gran Turismo Omologato (либо Grand Tourer Homologated), что означает официальное участие для гонок в классе Grand Tourer.
GTO был самым настоящим нарушением правил GM. Генеральный менеджер Эллиот Эстес (Elliot Estes) утвердил модель, хотя менеджер по продажам Франк Бридж (Frank Bridge) не верил в успех, и настаивал на ограничении производства до 5000 автомобилей в год. Если бы "афера" не получилась, Эллиоту Эстесу (Elliot Estes) в лучшем случае бы грозил строгий выговор. Но, как оказалось позже, это был грандиозный успех.
1964–1967 модельный год
GTO 1964
Оригинальные дорожные испытания:
Для 389-го блока (6,4 л)
Разгон 0-100 км/ч = 6,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,8 с при 159 км/ч.
Для 421-го блока (6,9 л) и 4-ступенчатой КПП
Драг рейсинг на 1/4 мили = 12,8 с
Максимальная скорость = 200 миль/ч (320 км/ч) на гоночной резине.
GTO 1965
Оригинальные дорожные испытания:
Для 389-го Tri-Power блока (6,4 л)
Разгон 0-100 км/ч = 5,8 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,5 с при 160 км/ч
Максимальная скорость = 182,4 км/ч
В 1966 году GTO получает более округлые "формы", а задние фонари стал иметь мелкую решетчатую поверхность. Общая длина увеличилась незначительно, до 206,4 дюймов (524 см), ширина до 74,4 дюймойв (189 см), а колесная база до 115 дюймов (292 см). Общий вес остался практически неизменным. GTO становится уже утвержденной моделью, шильдик "ГТО" уже украшает решетки новоиспеченных купе, седанов и кабриолетов. Стали устанавливать новые сиденья фирмы "Strato", которые были более тонкие и высокие, с развитой боковой поддержкой и регулируемыми подголовниками. Замок зажигания переехал слева на право от руля. Выпущен спорт пакет "Ram Air", маркировав GTO XS, по бумагам имевший 360 л/с (270 кВт), хотя эти цивры были сильно занижены, и без того раздражая GM. За год было продано 96946 автомобилей.
В 1967 году на модели GTO меняют задние фонари - теперь их восемь, по четыре с каждой стороны. Так же за год были и механические изменения: система смесеобразования Tri-Power заменена более совершенной Rochester Quadrajet. 389-й двигатель теперь имеет более широкие цилиндры (104,7 мм). Появляется 400-й блок (6,6 л), выпускаемый в трех вариантах: "эконом" (2 карбюратора, 255 л/с (190 кВт) при 4400 об/мин), "стандарт" (335 л/с (250 кВт) при 5000 об/мин) и "производительный" (360 л/с (270 кВт) при 5100 об/мин). В этом же году, устанавливаются системы безопасности, такие как дисковые тормоза, травмобезопасный руль и мягкая приборная панель.
В 1968 году колесную базу сокращают на 115 дюймов (292 см), при этом общая длина изменятся на 5,9 дюйма (150 мм) и высота на 0,5 дюйма (12 мм), общий вес "падает" на 75 фунтов (34 кг). Pontiac меняет горизонтальную ориентацию фар взамен вертикальной. Ковш на капоте заменен небольшими "ноздрями", и имел уже не такую значимую выпуклость. Уникальная способность бампера поглощать весь удар, без остаточной деформации кузова, что стало "визитной карточкой" фирмы. Стандартный же двигатель увеличивается до 350 л/с (260 кВт) при 5000 об/мин. С середины года стал доступен новый спорт пакет Ram Air II, включавший лучшую "продувку" картерных газов, новую камеру сгорания и четырехпоршниевые суппорта. "Официальная" мощность не изменилась, хотя фактические показатели заметно возросли.
В этом же году, ввели один очень интересный элемент - декоративный, но полностью функциональный тахометр, подсвечивающийся в темное время суток на капот.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель стандарт
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,7 с при 156 км/ч
Двигатель с пакетом Ram Air II
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,4 с при 158 км/ч
Средний расход топлива = 24 л/100 км
В 1969 году с модели исчезли "форточки", была изменена решетка радиатора, пересмотрены задние фонари и ключ зажигания снова переезжает, правда сейчас с панели на рулевую рейку, федеральный закон по безопасности, с ними не поспорить. "Экономичный" и "стандартный" пакеты для двигателя V8 400-й остались прежние, а "производительный" с пакетом Ram Air III увеличился до 366 л/с (273 кВт). Топ-вариант Ram Air IV с 370 л/с (280 кВт) имел более производительный выпускной коллектор, больший по величине 4-х ствольный карбюратор, новый распределительный вал, способный выдерживать более высокие обороты двигателя. В отличие от блоков Chevy и Hemi, Ram Air IV использовал гидравлические компенсаторы клапанов.
В конце года ввели новый спорт пакет для 400-го блока Ram Air V с увеличенной степенью сжатия. Pontiac GTO по продажам опережает Chevrolet Chevelle SS396 и Plymouth Road Runner, реализовано свыше 72000 моделей.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с пакетом Ram Air V
Разгон 0-100 км/ч = 5,2 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 11,4 с при 198 км/ч
Средний расход топлива = 26 л/100 км
Из новшеств 1970 стоит заметить модернизированную, еще более жесткую подвеску с добавлением заднего стабилизатора поперечной устойчивости, как на Oldsmobile 442 и Buick Gran Sport. В результате чего управляемость на поворотах стала заметно лучше, свели на "нет" крен кузова. Внедряют параллельно 400-му, 455-й блок (7,4 л) Pontiac's HO, оцененный в 360 л/с (270 кВт) при 4300 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с 455-м двигателем
Разгон 0-100 км/ч = 6,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,7 с при 154,4 км/ч
Средний расход топлива = 21 л/100 км
В 1971 году был еще один скромный рейсталлинг, на этот раз включающий сетчатую решетку радиатора, молдинги по кузову, новый капот с двумя прорезами спереди. Общая длина увеличилась незначительно, до 203,3 дюймов (516 см). Новый указ GM, перевести двигатели на более низшее октановое число не прошел стороной и Pontiac. Стандартный 400-й (6,6 л) двигатель теперь имеет степень сжатия в 8.2:1, что негативно сказалось на мощности, всего 300 л/с (220 кВт) при 4800 об/мин, а 455-й (7,4 л) имеет степень сжатия 8.4:1 и 325 л/с (242 кВт), доступный теперь только с автоматической трансмиссией. Верхнюю ступень по мощности занимает 455-й HO с аналогичной степенью сжатия, но имевший 335 л/с (250 кВт) при 4800 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с 455-м HO двигателем
Разгон 0-100 км/ч = 6,1 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 13,4 с при 164 км/ч
В 1972 году для GTO вернулись некогда привычные опции LeMans и LeMans спорт. LeMans спорт предлагались только на купе, комплектовались ковшеобразными сидениями, салоном-винилом и мягким уменьшенным рулевым колесом. Двигатели практически не изменились с прошлого года.
Продажи GTO упали на 45%, до 5811 штук.
В 1973 году новые федеральные законы требуют ужесточения норм безопасности для передних бамперов, способных выдерживать удар до 5 миль/ч (8 км/ч). Степень сжатия для двигателей снова изменяется, причем не в лучшую сторону. Для 400-го двигателя она стала 8.0:1, "выжав" из него 230 л/с (170 кВт), а для 455-го отметка остановилась на 250 л/с (186 кВт).
Не желая менять стиль GTO как брутального "muscle car" Pontiac глядя на надвигающийся процесс "европеизации" у конкурентов, таких как Plymouth Duster 360, Ford Maverick Grabber and AMC Hornet X, сворачивает производство в пользу Pontiac Ventura, который делится в будущем кузовом с Chevrolet Nova. Выпускается только один двигатель, 350-й (5,7 л) со степенью сжатия 7.6:1, выдававший 200 л/с (150 кВт) при 4400 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Разгон 0-100 км/ч = 7,7 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 15,7 с при 142 км/ч
Для 389-го Tri-Power блока (6,4 л)
Разгон 0-100 км/ч = 5,8 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,5 с при 160 км/ч
Максимальная скорость = 182,4 км/ч
GTO Convertible 1966
GTO 1967
1968–1973 модельный год
GTO Convertible 1967
В этом же году, ввели один очень интересный элемент - декоративный, но полностью функциональный тахометр, подсвечивающийся в темное время суток на капот.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель стандарт
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,7 с при 156 км/ч
Двигатель с пакетом Ram Air II
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,4 с при 158 км/ч
Средний расход топлива = 24 л/100 км
GTO Drag 1969
В 1969 году с модели исчезли "форточки", была изменена решетка радиатора, пересмотрены задние фонари и ключ зажигания снова переезжает, правда сейчас с панели на рулевую рейку, федеральный закон по безопасности, с ними не поспорить. "Экономичный" и "стандартный" пакеты для двигателя V8 400-й остались прежние, а "производительный" с пакетом Ram Air III увеличился до 366 л/с (273 кВт). Топ-вариант Ram Air IV с 370 л/с (280 кВт) имел более производительный выпускной коллектор, больший по величине 4-х ствольный карбюратор, новый распределительный вал, способный выдерживать более высокие обороты двигателя. В отличие от блоков Chevy и Hemi, Ram Air IV использовал гидравлические компенсаторы клапанов.
В конце года ввели новый спорт пакет для 400-го блока Ram Air V с увеличенной степенью сжатия. Pontiac GTO по продажам опережает Chevrolet Chevelle SS396 и Plymouth Road Runner, реализовано свыше 72000 моделей.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с пакетом Ram Air V
Разгон 0-100 км/ч = 5,2 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 11,4 с при 198 км/ч
Средний расход топлива = 26 л/100 км
Pontiac GTO Judge Ram Air III 1970
Из новшеств 1970 стоит заметить модернизированную, еще более жесткую подвеску с добавлением заднего стабилизатора поперечной устойчивости, как на Oldsmobile 442 и Buick Gran Sport. В результате чего управляемость на поворотах стала заметно лучше, свели на "нет" крен кузова. Внедряют параллельно 400-му, 455-й блок (7,4 л) Pontiac's HO, оцененный в 360 л/с (270 кВт) при 4300 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с 455-м двигателем
Разгон 0-100 км/ч = 6,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 14,7 с при 154,4 км/ч
Средний расход топлива = 21 л/100 км
В 1971 году был еще один скромный рейсталлинг, на этот раз включающий сетчатую решетку радиатора, молдинги по кузову, новый капот с двумя прорезами спереди. Общая длина увеличилась незначительно, до 203,3 дюймов (516 см). Новый указ GM, перевести двигатели на более низшее октановое число не прошел стороной и Pontiac. Стандартный 400-й (6,6 л) двигатель теперь имеет степень сжатия в 8.2:1, что негативно сказалось на мощности, всего 300 л/с (220 кВт) при 4800 об/мин, а 455-й (7,4 л) имеет степень сжатия 8.4:1 и 325 л/с (242 кВт), доступный теперь только с автоматической трансмиссией. Верхнюю ступень по мощности занимает 455-й HO с аналогичной степенью сжатия, но имевший 335 л/с (250 кВт) при 4800 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Двигатель с 455-м HO двигателем
Разгон 0-100 км/ч = 6,1 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 13,4 с при 164 км/ч
Pontiac LeMans SPORT TRIM Convertible 1972
В 1972 году для GTO вернулись некогда привычные опции LeMans и LeMans спорт. LeMans спорт предлагались только на купе, комплектовались ковшеобразными сидениями, салоном-винилом и мягким уменьшенным рулевым колесом. Двигатели практически не изменились с прошлого года.
Продажи GTO упали на 45%, до 5811 штук.
GTO 1973
В 1973 году новые федеральные законы требуют ужесточения норм безопасности для передних бамперов, способных выдерживать удар до 5 миль/ч (8 км/ч). Степень сжатия для двигателей снова изменяется, причем не в лучшую сторону. Для 400-го двигателя она стала 8.0:1, "выжав" из него 230 л/с (170 кВт), а для 455-го отметка остановилась на 250 л/с (186 кВт).
Не желая менять стиль GTO как брутального "muscle car" Pontiac глядя на надвигающийся процесс "европеизации" у конкурентов, таких как Plymouth Duster 360, Ford Maverick Grabber and AMC Hornet X, сворачивает производство в пользу Pontiac Ventura, который делится в будущем кузовом с Chevrolet Nova. Выпускается только один двигатель, 350-й (5,7 л) со степенью сжатия 7.6:1, выдававший 200 л/с (150 кВт) при 4400 об/мин.
Оригинальные дорожные испытания:
Разгон 0-100 км/ч = 7,7 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 15,7 с при 142 км/ч
2004–2006 модельный год
GTO 2004
Pontiac GTO был возрожден в США в 2004 году, основанный на платформе Holden Monaro's V. Это двухдверное купе Австралийского производства. "Перерождением" занялся бывший председатель GM Боб Лутц (Bob Lutz), поехавший в Холден Монако во время деловой поездки в Австралию. Обновленный GTO был оснащен LS1 (2004) и LS2 (2005-06) двигателями V8 Corvette с выбором между 6-ступенчатой "механикой" и 4-ступенчатым "автоматом". За год было продано 13569 автомобиля.
2005 год начался с добавления сдвоенного выхлопа, 18" заводских легкосплавных дисков и перехода на новый LS2 (6,0 л) двигатель с 400 л/с (300 кВт). Произведено 11069 автомобилей в этом году.
Оригинальные дорожные испытания:
Разгон 0-100 км/ч = 4,6 с
Драг рейсинг на 1/4 мили = 13 с при 171 км/ч
GTO 2006
В 2006 году было добавлено два уникальных цвета раскраски кузова - "космический красный металлик" и "медный металлик", в то время, синий и желтые металлики были сняты. Этот год стал заключительным для GTO, как поясняет потом генеральный менеджер Buick-Pontiac-GMC Джон Ларсон (John Larson), снятие модели вызвано более жесткими критериями безопасности вводимые в 2007 году, которые модель GTO не может встретить без серьезных переделок. За последний год выпуска продано 13948 автомобилей.