В археологии и по сей день остается неразрешенной загадкой сейминско-турбинские племена. Археологи датируют начало памятников примерно ХУН в. до н.э. (имеется только одна дата по C14 -1610±30 лет до н.э.), а периуд существования этих племен не более двухстолетий. До сих пор не найдено сейминско-турбинских поселений, да и очертить территорию исключительного распространения памятников данного типа пока не смогли, так что нет и необходимых компонентов для признания их археологической культурой. Данные же материальной культуры этих племен феноменальны. Перечислим лишь некоторые из них. Вещи сейминско-турбинских племен были найдены на исключительно большой территории — в 3 млн кв. км, причем племена эти, по мнению археологов, были немногочисленны. За короткий срок ими были пройдены колоссальные расстояния в тысячи километров, в том числе по заболоченной сибирской тайге. Пройдены через территории многочисленных племен разных археологических культур. Это были конные воины, намного превосходившие по военной организации и вооружению все современные военные структуры других народов. Их «этническим знаком» служило бронзовое оружие совершенных форм, которое не встречается у других племен. Это наконечники копий с вильчатым стержнем, кельты и кинжалы с металлическими рукоятями. В захоронениях сейминско-турбинцев никогда не находят чужого оружия, но и на передачу своего оружия кому-либо было наложено табу. Археологи считают, что такое табу можно было поддерживать только с помощью политических или военных санкций.
Через небольшой промежуток времени после сейминско-турбинских племен это, самое совершенное по тем понятиям, оружие будет отливаться по всей Евразии и станет основным для многочисленных археологических общностей и культур, распространясь до Китая. Так что же это были за удивительные племена, не оставившие даже своих поселений, но оказавшие такое сильное влияние на все последующие культуры . Прежде всего необходимо уяснить тот факт, что такие тысячекилометровые продвижения относительно малочисленных отрядов были бы невозможны без общего согласия племен, через которые пролегал путь. Иначе сейминско-турбинцам пришлось бы буквально «продираться» через могучие племенные союзы, где не помогло бы и самое совершенное оружие. А такое «разрешение» могло быть получено только при наличии на всем этом протяженнейшем пути (некоторые исследователи называют цифру в 4000 км И более) единого политического центра. Такой центр мог быть только при родстве племен или племенных союзов, в него входящих. И опять мы подходим к выводу о вероятности существования единого государства или союза государств. Причем, учитывая исключительную силу родовых связей и отношений в те времена, такое государство должно было состоять из единоплеменников. Ранее были сделаны выводы о славянстве населения, проживающего на Восточно-Европейской равнине и в степях Западно-Сибирской равнины, поэтому условия, необходимые для продвижения немногочисленных сейминско-турбинских племен, вполне могли быть выполнены.
Отвечая на вопрос о сути сейминско-турбинских племен, выскажу предположения. Это были специализированные отряды, которые постоянно перемещались по кромке лесной полосы. Такие отряды могли быть или милицейскими отрядами по поддержанию порядка, или, что более вероятно, отрядами по сбору налогов или дани. О «полюдье» упоминается в самых ранних сообщениях русских летописей. Причем «полюдье» проводилось постоянно И не всегда было мирным — вспомним судьбу князя Игоря. Эти отряды, видимо, были царской или княжеской дружиной с самым лучшим на то время оружием, в которую входили редставители правящего племени или отдельные отряды племен, входяших в союз. По данным археологов, в сейминско-турбинских отрядах пятую или четвертую часть составляли абашевцы.
Если принять предложенную гипотезу, то становится понятным, почему у них не было поселений, а вещи их находят на огромной площади в 3 млн кв. км. Впоследствии, когда надобность в таких военных отрядах отпала, перестали появляться в последующих временах и памятники сейминско-турбинского типа. Возможно произошло очередное (циклическое?) раздробление единого государства.