История воздухоплавания содержит в себе множество великих побед, открытий, экспедиций, однако были в ней и такие моменты, после которых развитие этого удобного средства передвижения ставилось под вопрос. В итоге данный вид транспорта сдал свои позиции.
Во многом, виной тому стали несколько громких катастроф, унесшие жизни многих людей. Особенно запоминались аварии так называемых дирижаблей-гигантов. Но не только.
В 1928 году после успешного полёта на Северный полюс об лёд разбился воздушный корабль "Италия". На поиски отважных покорителей Арктики отправилось большое количество судов и самолётов, и экспедиция под руководством У. Нобиле нашлась: помогли шведский лётчик и совестский ледокол "Красин"!
Следующая жертва - дирижабль R-101, предназначенный для рейсов Англия - Канада, Англия - Египет - Индия - Австралия, погиб в первом же полёте в 1930 году. Он являлся самым крупным английским дирижаблем объёмом более 140 000 м3, но размеры ему не помогли: потеряв много водорода, летающий корабль резко начал снижаться и врезался в холм. После возгорания и взрыва погибло 48 человек из находившихся на борту 57.
Не везло и русским, и американским экипажам. В середине тридцатых годов погибло сразу два дирижабля - "Акрон" и "Мекон", громадины объёмом в 180 000 м3, длиной в 239 и диаметром в 40,5 м. Существует несколько версий по поводу данных катастроф: кто-то сетует на шторм и поломку рулей, кто-то - на разломы из-за больших изгибающих моментов. Особенно ужасной была гибель "Акрона": из 76 человек выжило только трое. Лучший советский дирижабль "Осовиахим" ("СССР В-6"), который спешил на помощь застрявшим на льдине папанинцев, нашёл свою смерть в Заполярье 5 февраля 1938 года неподалёку от Кандалакши (Мурманская область), врезавших в непомеченную на карте скалу.
Несмотря на богатую жатву смерти в описанных выше авариях, первое место среди трагедий воздухоплавания занимает катастрофа дирижабля LZ-129 "Гинденбург". Его объём составлял 200 000 м3, длина - около 250 метров, диаметр - 41,2 м. Четыре двигателя мощностью 1100 л.с. позволяли достигать скорости в 135 км/ч, пролетая более 15 000 км с полезной нагрузкой в 90 тонн.
Богатых пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась 800 долларов, обслуживало 10 человек персонала и 40 - команды. На корабле имелось 26 двухместных кают, ресторан, бар, салон, читальный зал и прогулочные галереи, не говоря уже о кухне и 16 отсеках с водородом.
"Гинденбург" по праву считался городостью нацистской Германии и гордо летал со свастикой на корме: к маю 1937 года дирижабль совершил 21 рейс через Северную Атлантику и 16 - через Южную, доставив в пункты назначения более 3 000 человек.
3 мая 1937 года "Гинденбургу" предстояло открыть новый лётный сезон... Капитаном корабля был опытнейший пилот Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны, знавший своё дело на зубок.
6 мая цеппелин уже плыл мимо небоскрёбов Нью-Йорка, встречая восторженные взляды журналистов, фотографов и просто зевак. Дирижабль должен был совершить посадку при помощи 60-метровой причальной мачты, расположенной на аэродроме Лейкхерст. Там уже собралось множество репортёров, предвкушавших явление гиганта на американскую землю.
Тем не менее, вовремя "Гинденбург" не приземлился, так как разыгрался ветер и началась гроза. Опасаясь удара молнией по меаллической мачте Прусс наматывал круги над аэродромом в ожидании улучшения погодных условий. Наконец стихия почти утихла, и дирижабль начал приземление.
Когда корабль находился в 20-ти метрах над землёй произошло страшное и одновременно казавшееся невероятным: раздался сильный взрыв, пламя практически мгновенно охватило корпус цеппелина. Корма дирижабля начала оседать на летное поле, в то время как носовая часть круто поднялась в небо. Пламя разрасталось. Прогремел оглушительный взрыв, и над воздушным кораблем возник гигантский огненный шар. Начали рваться топливные баки.
Благодаря мастерству экипажа, дирижабль устоял и довольно аккуратно упал на землю - выжило 62 человека. Погибло - 35.
Несмотря на временную панику, встречающие организовали спасение уцелевших, благодаря чему число погибших не возросло, хотя некоторые всё же скончались от ран позднее. Погиб и Эрнст Леманн, глава компании "Цеппелин", выпустившей "Гинденбург".
Расследование трагедии продолжалось очень долго: около месяца допрашивались только свидетели катастрофы. Выдвигалось несколько версий, однако вариант диверсии упорно отклонялся как американцами, так и немцами. Первые не хотели международного конфликта, вторые не желали признать, что гордость Третьего Рейха можно уничтожить с помощью рук человеческих. В итоге версию саботажа отмели полностью, как, впрочем, и все остальные: уничтожение дирижабля американским фермером (такую версию всерьёз распространяли СМИ), воспламенение смеси водорода с кислородом (гремучего газа) от разряда статического электричества и тому подобное. Так что дела закрыли, не получив окончательного ответа.
Восемь лет дело пылилось в архиве, и только после окончания Второй мировой войны опять всплыло наружу. Оказывается, в своё время дело замяли как раз спецслужбы нацистов, зная о готовящемся теракте. Ещё накануне вылета 3 мая 1937 года секретные агенты выведали о том, что готовится саботаж и приняли меры предосторожности, проверив экипаж и пассажиров. Тем не менее, авария произошла.
Тогда сам Геринг настоял на отклонении версии саботажа, который бы повторно мог понизить авторитет Третьего Рейха: и без этого Германию захлестнуло уныние и разочарование, когда флагман воздушного флота нашёл свою гибель на чужой земле.
В последние годы основной является версия Майкла Муни о спланированном взрыве при помощи мощной мины. На роль диверсанта выдвинули молодого техника по сборке самолётов Эриха Шпеля, ярого противника фашистского режима. Он преследовал цель уничтожить не людей на корабле, а собственно символ фашистской Германии, но и сам стал жертвой трагедии. Возможно, это произошло потому, что из-за плохой погоды цеппелин приземлился с опозданием, а адская машинка была "запрограммирована" заранее.
Катастрофа "Гинденбурга" предрешила судьбу дирижаблей: вера в них была утрачена. Немедленно после катастрофы Германия приостановила все работы по дальнейшему проектированию и строительству дирижаблей. Тем не менее, свет ещё увидел брат-близнец "Гинденбурга" "Граф Цеппелин II", которому пророчили стать успешным рейсовым кораблём. Увы, им он не стал, хотя и участвовал в разведывательных операциях против Великобритании.
Во многом, виной тому стали несколько громких катастроф, унесшие жизни многих людей. Особенно запоминались аварии так называемых дирижаблей-гигантов. Но не только.
В 1928 году после успешного полёта на Северный полюс об лёд разбился воздушный корабль "Италия". На поиски отважных покорителей Арктики отправилось большое количество судов и самолётов, и экспедиция под руководством У. Нобиле нашлась: помогли шведский лётчик и совестский ледокол "Красин"!
Следующая жертва - дирижабль R-101, предназначенный для рейсов Англия - Канада, Англия - Египет - Индия - Австралия, погиб в первом же полёте в 1930 году. Он являлся самым крупным английским дирижаблем объёмом более 140 000 м3, но размеры ему не помогли: потеряв много водорода, летающий корабль резко начал снижаться и врезался в холм. После возгорания и взрыва погибло 48 человек из находившихся на борту 57.
Не везло и русским, и американским экипажам. В середине тридцатых годов погибло сразу два дирижабля - "Акрон" и "Мекон", громадины объёмом в 180 000 м3, длиной в 239 и диаметром в 40,5 м. Существует несколько версий по поводу данных катастроф: кто-то сетует на шторм и поломку рулей, кто-то - на разломы из-за больших изгибающих моментов. Особенно ужасной была гибель "Акрона": из 76 человек выжило только трое. Лучший советский дирижабль "Осовиахим" ("СССР В-6"), который спешил на помощь застрявшим на льдине папанинцев, нашёл свою смерть в Заполярье 5 февраля 1938 года неподалёку от Кандалакши (Мурманская область), врезавших в непомеченную на карте скалу.
Несмотря на богатую жатву смерти в описанных выше авариях, первое место среди трагедий воздухоплавания занимает катастрофа дирижабля LZ-129 "Гинденбург". Его объём составлял 200 000 м3, длина - около 250 метров, диаметр - 41,2 м. Четыре двигателя мощностью 1100 л.с. позволяли достигать скорости в 135 км/ч, пролетая более 15 000 км с полезной нагрузкой в 90 тонн.
Богатых пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась 800 долларов, обслуживало 10 человек персонала и 40 - команды. На корабле имелось 26 двухместных кают, ресторан, бар, салон, читальный зал и прогулочные галереи, не говоря уже о кухне и 16 отсеках с водородом.
"Гинденбург" по праву считался городостью нацистской Германии и гордо летал со свастикой на корме: к маю 1937 года дирижабль совершил 21 рейс через Северную Атлантику и 16 - через Южную, доставив в пункты назначения более 3 000 человек.
3 мая 1937 года "Гинденбургу" предстояло открыть новый лётный сезон... Капитаном корабля был опытнейший пилот Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны, знавший своё дело на зубок.
6 мая цеппелин уже плыл мимо небоскрёбов Нью-Йорка, встречая восторженные взляды журналистов, фотографов и просто зевак. Дирижабль должен был совершить посадку при помощи 60-метровой причальной мачты, расположенной на аэродроме Лейкхерст. Там уже собралось множество репортёров, предвкушавших явление гиганта на американскую землю.
Тем не менее, вовремя "Гинденбург" не приземлился, так как разыгрался ветер и началась гроза. Опасаясь удара молнией по меаллической мачте Прусс наматывал круги над аэродромом в ожидании улучшения погодных условий. Наконец стихия почти утихла, и дирижабль начал приземление.
Когда корабль находился в 20-ти метрах над землёй произошло страшное и одновременно казавшееся невероятным: раздался сильный взрыв, пламя практически мгновенно охватило корпус цеппелина. Корма дирижабля начала оседать на летное поле, в то время как носовая часть круто поднялась в небо. Пламя разрасталось. Прогремел оглушительный взрыв, и над воздушным кораблем возник гигантский огненный шар. Начали рваться топливные баки.
Благодаря мастерству экипажа, дирижабль устоял и довольно аккуратно упал на землю - выжило 62 человека. Погибло - 35.
Несмотря на временную панику, встречающие организовали спасение уцелевших, благодаря чему число погибших не возросло, хотя некоторые всё же скончались от ран позднее. Погиб и Эрнст Леманн, глава компании "Цеппелин", выпустившей "Гинденбург".
Расследование трагедии продолжалось очень долго: около месяца допрашивались только свидетели катастрофы. Выдвигалось несколько версий, однако вариант диверсии упорно отклонялся как американцами, так и немцами. Первые не хотели международного конфликта, вторые не желали признать, что гордость Третьего Рейха можно уничтожить с помощью рук человеческих. В итоге версию саботажа отмели полностью, как, впрочем, и все остальные: уничтожение дирижабля американским фермером (такую версию всерьёз распространяли СМИ), воспламенение смеси водорода с кислородом (гремучего газа) от разряда статического электричества и тому подобное. Так что дела закрыли, не получив окончательного ответа.
Восемь лет дело пылилось в архиве, и только после окончания Второй мировой войны опять всплыло наружу. Оказывается, в своё время дело замяли как раз спецслужбы нацистов, зная о готовящемся теракте. Ещё накануне вылета 3 мая 1937 года секретные агенты выведали о том, что готовится саботаж и приняли меры предосторожности, проверив экипаж и пассажиров. Тем не менее, авария произошла.
Тогда сам Геринг настоял на отклонении версии саботажа, который бы повторно мог понизить авторитет Третьего Рейха: и без этого Германию захлестнуло уныние и разочарование, когда флагман воздушного флота нашёл свою гибель на чужой земле.
В последние годы основной является версия Майкла Муни о спланированном взрыве при помощи мощной мины. На роль диверсанта выдвинули молодого техника по сборке самолётов Эриха Шпеля, ярого противника фашистского режима. Он преследовал цель уничтожить не людей на корабле, а собственно символ фашистской Германии, но и сам стал жертвой трагедии. Возможно, это произошло потому, что из-за плохой погоды цеппелин приземлился с опозданием, а адская машинка была "запрограммирована" заранее.
Катастрофа "Гинденбурга" предрешила судьбу дирижаблей: вера в них была утрачена. Немедленно после катастрофы Германия приостановила все работы по дальнейшему проектированию и строительству дирижаблей. Тем не менее, свет ещё увидел брат-близнец "Гинденбурга" "Граф Цеппелин II", которому пророчили стать успешным рейсовым кораблём. Увы, им он не стал, хотя и участвовал в разведывательных операциях против Великобритании.