Небольшая статья от автора блога “Записки колымчанина”, в которой Андрей Голубев рассматривает вопрос о деревянном и каменном строительстве на Руси и обращает внимание на устоявшиеся клише в мутной воде исторических реконструкций…
Мы смеёмся над стереотипами о России и о русских, бытующими в западном сознании, но при этом сами находимся в плену подобных штампов о самих себе. Например, какая картинка рисуется в вашем сознании, при словах “Владимирская Русь”? Лошадь против петуха, что именно это вы видите пред мысленным взором:
Помните строки песни: – “Живёт моя отрада в высоком терему…”
Правильно? Отрада в богатом деревянном коттедже живёт? Правда только в малой части этого утверждения, да, в деревянном. Только необходимо чётко осознавать, что терем, это не вилла, не коттедж, терем это домашняя тюрьма для боярской дочери, готовой на выданье.
Само слово “терем” содержит подсказку. Гласные буквы для передачи смысла не нужны. Их и опускали при написании текстов из экономии писчего материала. ТРМ это и тюрьма и терем, и… Не удивляйтесь, латинское слово “terma” это тоже “ТРМ“. Но, об этом позже.
Так вот, терем, это не лубочный деревянный замок. Это самая настоящая башня – тюрьма. Девичья башня. И тут не до изысков. Квадратная в сечении, грубая башня, рубленная из брёвен, с отверстиями для вентиляции и освещения комнаты под самой крышей, где держали в заточении невесту, готовую для продажи в рабство выдачи за муж, в обмен за приличный выкуп. И никакой романтики.
Но миф о сплошь деревянной Руси настолько укоренился в нашем сознании, что даже реконструируя здания и сооружения средневековой Руси, реставраторы не могут, чтоб не добавить “русскости” там, где ею и не пахло. Все прекрасно знают, что Изборск был изначально построен полностью из камня. Там и по сей день даже сараи и курятники сложены из камня.
Все прекрасно знают, что Москва была всегда во все времена белокаменной. Углич, Ростов, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Кострома, и все все города Московии так же были построены из белого камня, который сегодня почти не сохранился. Его находят при раскопках, и учионые ломают голову, где же этот камень русичи добывали. Версия об искусственном происхождении камня не стоит даже в повестке, а между тем, всё говорит о том, что камень этот вовсе не камень, а бетон, среди компонентов которого, известь и мел. Благодаря им то и получались блоки белого цвета.
В общем правда такова, что не было разницы между Римом и Киевом. И там и там одинаково были как каменные строения, так и деревянные. Правда в Киеве лавра была каменная, но это ж лавра… Аха… А как быть с Гольден гате?
Смешно? Нееет!? А я поперхнулся от этой формулировки. Обратите внимание на пристройку. Это просто праздник какой то! Реконструкторы строят кирпичную постройку времён Ярослава Мудрого, и так у них в мозгу засело, что всё в то время было только деревянным, что не могли они не пристроить флигилёк из брёвен. Зачем!!!?
Зачем, я спрашиваю, было это делать!??? А что за башня по центру в виде церковного нефа? Какому хрюмзику пришло в голову “воткнуть” в оборонительное сооружение это здание? Да и кто, вообще сказал, что оно оборонительное? Что нашим изторикам известно о нём? Да ровным счётом ничего! Вот как выглядело это “оборонительное” сооружение в 1861 г.
Иии…? Это какую же фантазию нужно иметь, чтоб из этих трёх камней дореконструироваться до того, что сейчас стоит в Киеве, и называется “памятником оборонительного зодчества”? А почему не предположить, что это общественный туалет? Или термы – бани?
Толика правды, всё же есть. Это действительно ворота, но… Ворота куда? Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения. Да. Это действительно ворота. Но ворота для нас. А если дорисовать в воображении недостающее здание, в котором была когда то такая вот дверь, то получится картинка в стиле голливудского фентези. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. Но идея “наградить”, уцелевший проём, полностью отсутствующего здания, званием оборонительного сооружения, это уж слишком, даже для полного идиота. Ну хотя бы “обозвали” это “триумфальной аркой”, и не возникло бы ни у кого сомнений ещё очень долго.
А в нашем случае, я со всей очевидностью констатирую, что ещё в середине девятнадцатого века в Киеве существовали следы не нашей, допотопной цивилизации. Той, которую изображал на своих “картинах” житель “исчезнувшего славянского города” Венеты Иван, сын Василия, по прозвищу Огненный. В латинской транскрипции.
Почему то его считают живописцем фантастом, изображающим фантастические руины. Но… При этом же никто не отрицает, что он документировал раскопки римских руин! Получается, что где удобно – архитектор, а где неудобно – художник – фантаст. А правда в том, что он ничего не фантазировал. Он “работал” фотоаппаратом. Да, фото ещё не изобрели, а при раскопках требовалось всё тщательно документировать, чтоб потом воссоздать то, что было возможно с учётом уровня технологий 18 века. Никакой он не гений фантастической живописи. Он художник, который с фотографической точностью документировал реконструкцию допотопных сооружений. И те здания, которые восстановить не удалось, как раз и считаются фантастикой. А вот чем в действительности занимался Иван Васильевич Огнев:
М??? Каково?
То то!!! Пиранези создал десятки томов чертежей и эскизов, и в подавляющем большинстве это вот такие, сугубо технические, документы. Они неизвестны широкой публике. Толпа требует зрелищ. Нате! Получите!
Ученые назвали это “Термами Тита”.
Поразительно напоминает Золотые ворота в Киеве, верно? Я имею в виду по стилю, и по одинаковой степени разрушения. Там из трёх камней родились “ворота-крепость” (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое – ворота, и крепость), а в Риме три камня получили название “термы”. А почему не “тюрьма”, собственно? Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем. А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море. Да, поглотило частично. Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить. А венеты, это русское племя, и говорили они скорее всего на языке, который был бы нам сейчас понятен без переводчика. И раз Пиранези назвал это “ТеРМы”, значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. “Термы” могли родиться в результате перевода на латинский от слова “ТеРеМ”.
Латинский то язык был придуман именно для того, чтоб разные племена могли понимать друг друга, а главное, трактовать письменные документы однозначно, без искажения смысла, и без помощи переводчиков. На латыни не говорили. Это сугубо письменный язык, и именно благодаря ему, этому мёртвому языку, Иван Васильевич превратился в Джованни Баттиста.
Хау! Я всё сказал…
Мы смеёмся над стереотипами о России и о русских, бытующими в западном сознании, но при этом сами находимся в плену подобных штампов о самих себе. Например, какая картинка рисуется в вашем сознании, при словах “Владимирская Русь”? Лошадь против петуха, что именно это вы видите пред мысленным взором:
Помните строки песни: – “Живёт моя отрада в высоком терему…”
Правильно? Отрада в богатом деревянном коттедже живёт? Правда только в малой части этого утверждения, да, в деревянном. Только необходимо чётко осознавать, что терем, это не вилла, не коттедж, терем это домашняя тюрьма для боярской дочери, готовой на выданье.
Фрагмент гравюры “Москва” из книги Адама Олеария.
Само слово “терем” содержит подсказку. Гласные буквы для передачи смысла не нужны. Их и опускали при написании текстов из экономии писчего материала. ТРМ это и тюрьма и терем, и… Не удивляйтесь, латинское слово “terma” это тоже “ТРМ“. Но, об этом позже.
Так вот, терем, это не лубочный деревянный замок. Это самая настоящая башня – тюрьма. Девичья башня. И тут не до изысков. Квадратная в сечении, грубая башня, рубленная из брёвен, с отверстиями для вентиляции и освещения комнаты под самой крышей, где держали в заточении невесту, готовую для продажи в рабство выдачи за муж, в обмен за приличный выкуп. И никакой романтики.
Но миф о сплошь деревянной Руси настолько укоренился в нашем сознании, что даже реконструируя здания и сооружения средневековой Руси, реставраторы не могут, чтоб не добавить “русскости” там, где ею и не пахло. Все прекрасно знают, что Изборск был изначально построен полностью из камня. Там и по сей день даже сараи и курятники сложены из камня.
Все прекрасно знают, что Москва была всегда во все времена белокаменной. Углич, Ростов, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Кострома, и все все города Московии так же были построены из белого камня, который сегодня почти не сохранился. Его находят при раскопках, и учионые ломают голову, где же этот камень русичи добывали. Версия об искусственном происхождении камня не стоит даже в повестке, а между тем, всё говорит о том, что камень этот вовсе не камень, а бетон, среди компонентов которого, известь и мел. Благодаря им то и получались блоки белого цвета.
И.Вейс. Москва 1852г.
Так почему же все зациклились на том, что вся Русь до Революции была деревянной? Да, много было деревянных построек, и на фотографиях это видно, но разве в Европе было как то по другому? Насмотрелись фильмов про мушкетёров? А ничего, что фильмы эти вчера снимались?В общем правда такова, что не было разницы между Римом и Киевом. И там и там одинаково были как каменные строения, так и деревянные. Правда в Киеве лавра была каменная, но это ж лавра… Аха… А как быть с Гольден гате?
Золотые ворота. Киев. Памятник русского оборонительного зодчества.
Зачем, я спрашиваю, было это делать!??? А что за башня по центру в виде церковного нефа? Какому хрюмзику пришло в голову “воткнуть” в оборонительное сооружение это здание? Да и кто, вообще сказал, что оно оборонительное? Что нашим изторикам известно о нём? Да ровным счётом ничего! Вот как выглядело это “оборонительное” сооружение в 1861 г.
Иии…? Это какую же фантазию нужно иметь, чтоб из этих трёх камней дореконструироваться до того, что сейчас стоит в Киеве, и называется “памятником оборонительного зодчества”? А почему не предположить, что это общественный туалет? Или термы – бани?
Толика правды, всё же есть. Это действительно ворота, но… Ворота куда? Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения. Да. Это действительно ворота. Но ворота для нас. А если дорисовать в воображении недостающее здание, в котором была когда то такая вот дверь, то получится картинка в стиле голливудского фентези. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. Но идея “наградить”, уцелевший проём, полностью отсутствующего здания, званием оборонительного сооружения, это уж слишком, даже для полного идиота. Ну хотя бы “обозвали” это “триумфальной аркой”, и не возникло бы ни у кого сомнений ещё очень долго.
А в нашем случае, я со всей очевидностью констатирую, что ещё в середине девятнадцатого века в Киеве существовали следы не нашей, допотопной цивилизации. Той, которую изображал на своих “картинах” житель “исчезнувшего славянского города” Венеты Иван, сын Василия, по прозвищу Огненный. В латинской транскрипции.
Джованни Баттиста Пиранези.
М??? Каково?
То то!!! Пиранези создал десятки томов чертежей и эскизов, и в подавляющем большинстве это вот такие, сугубо технические, документы. Они неизвестны широкой публике. Толпа требует зрелищ. Нате! Получите!
Ученые назвали это “Термами Тита”.
Поразительно напоминает Золотые ворота в Киеве, верно? Я имею в виду по стилю, и по одинаковой степени разрушения. Там из трёх камней родились “ворота-крепость” (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое – ворота, и крепость), а в Риме три камня получили название “термы”. А почему не “тюрьма”, собственно? Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем. А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море. Да, поглотило частично. Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить. А венеты, это русское племя, и говорили они скорее всего на языке, который был бы нам сейчас понятен без переводчика. И раз Пиранези назвал это “ТеРМы”, значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. “Термы” могли родиться в результате перевода на латинский от слова “ТеРеМ”.
Латинский то язык был придуман именно для того, чтоб разные племена могли понимать друг друга, а главное, трактовать письменные документы однозначно, без искажения смысла, и без помощи переводчиков. На латыни не говорили. Это сугубо письменный язык, и именно благодаря ему, этому мёртвому языку, Иван Васильевич превратился в Джованни Баттиста.
Хау! Я всё сказал…