Русский кулачный бой
Теперь много говорят о том, что русского стиля не существовало. Но это сказано людьми, не обладающими элементарными знаниями и понятиями в истории.
Конечно, многого мы к сожалению об этом не знаем, так как в то далекое время специальный записей на эту тему делалось мало, но кое что, восстановленное по сохранившимся записям мы предлагаем Вашему вниманию.Не хочу обсуждать, насколько эффективен этот стиль, а просто предлагаю Вам на рассмотрение.
Так бились предки (русский стиль рукопашного боя)
Немного истории. Психология сечи, механика нанесения ударов особые, существенно отличаются от восточных. Эти особенности техники связаны с боевым искусством.
Вспомните, славянам часто приходилось иметь дело с многочисленным противником. Из истории мы знаем, что Русь никогда не знала тяжелых доспехов. Именно поэтому славянские воины полагались больше на собственные силы и искусство воина. И бились они в бешеном темпе, держа оружие в обеих руках.
Мастера наносили по 7 ударов в секунду. В таком немыслимо бешеном темпе мастер мог работать по минуте – полторы. Ну да, Вам не показалось. 7 ударов в секунду.
Дело в том, что во время боя, при увеличении количества непосредственно атакующих противников должно было расти и число ответных ударов. Но, как ни странно, в таком случае главной помехой становится само оружие. Меч, сабля. Это и есть механика боя. Ведь во время нанесения удара левой рукой главной помехой ему является клинок сабли, зажатой в правой руке. Поэтому, воин должен был бросить оружие, и наносить удары кованым наручем и чревцами, которые защищали руку от кисти до локтя. Но это немного позже. А в более древние времена подобием наруча было плетение сыромятных кожаных ремней, которыми оплетали руку от кисти до локтя.
Некоторые школы славянского кулачного боя до сих пор, отдавая дань традициям используют кожаный наруч. Хотя, удар, нанесенный в наруче, всегда более увесист, несмотря на кажущуюся легкость техники выполнения.
Ноги воина защищали поначалу кожаные, затем кольчужные поножи, а немного позже их изготавливали из металлических кованных пластин – бутурлуков. Часто к поножам крепились всевозможные крюки и щипы. Защищенная и вооруженная таким образом нога являлась грозным оружием.
По русским традициям сеча называлась рукопашным боем, но никогда не объединяла кулачный бой и борьбу, которые теперь именуются рукопашным боем. В переводе со старославянского «опаш» - это размахивание. То есть, рукопашный бой – это бой размахиванием рук, то есть сеча.
Вам приходилось слышать фразу: «удар со всего плеча»? Не нужно воспринимать плечо в буквальном смысле, как часть тела. Плечо в славянских школах боя - это растяжка удара, то есть, его глубина, которая равна половине окружности.
А теперь техника русского стиля
Рассмотрим стойки. Они имеют некоторые особенности, и отличаются от стоек, которые применяются в восточных школах. Одна из основных базовых стоек, можно сказать, главная базовая стойка, называется «уключный сустав». Именно в ней и происходит бой.
Одной из характерных ее особенностей является относительная свобода положения корпуса. Постановка ног так же не требует жестких ограничений. Стойка не является статичной, и боец в ней - это комок энергии, готовый к действию.
Корпус немного наклонен вперед, руки согнуты в локтях перед грудью так, чтобы предплечья были выставлены на одно расстояние. Мышцы шеи слегка напряжены. При положении противника на дальней дистанции, постановка локтей как на рисунке. Базовая стойка («уключный сустав»)
Это положение рук идеально для раскрута горизонтальной серии ударов. Но следует учесть, что такое положение рук оставляет открытыми ребра и почки, а значит, при малейшей опасности сближения с противником следует принять стойку с опущенными руками, как на рисунке.
Стойка с опущенными руками
На рисунке видно напряжение и готовность бойца. Но это скорее защитная стойка. В ней нельзя застывать надолго и нельзя нанести столь быструю серию ударов. Ноги в этой стойке стоят на глубине устойчивого шага. Такая позиция называется пята. Это устойчивая зона пространства.
Как бились наши предки
Эта система состоит из 2-х частей: передвижения при защите, это называется «свиль», и передвижении при проведении атаки. Это называется ломание.
Но поговорим о свиле. Основа свиля - это пята. Свиля - это наземные перемещения, опыт защитных перемещений вообще. Нужно помнить, что движения в свиле следует выполнять резко, стремительно, рывками. Это, пожалуй, единственный способ, представляющий действенную защиту.
Рассмотрим несколько традиционных расположений пяты, с освоения которых проще всего начинать освоение свилей. Особое внимание следует обратить на то, что все приведенные здесь позы - это остановленные мгновения. Уходить от них нужно так же стремительно и легко, как и принимать.
Итак, рассмотрим подробнее, что такое свиля? Это не просто наземные перемещения. Кроме всего вышеперечисленного - это систематизированный и расчетливый маневр, который выполняется на уровне первой сигнальной системы, а это значит, без аналитической подготовки.
Проще говоря - это двигательный рефлекс. Анализ движений противника и своих собственных заберет слишком много времени, а иногда выиграв доли секунды, можно выиграть бой. То есть, если рассмотреть подробнее, то древнерусская свиля - это всегда уход от ударов. В этом и есть отличие от восточных единоборств, где применяется встречный блок. Но свиля присуща не только русскому кулачному бою. Подобные техники присутствуют во многих видах борьбы, например, в греко-римской. На этом базируется и подвижность боксера на ринге. Как известно, в своей практике кулачного боя, греки наносили удары только в голову. Конечно, это замечание не относится к панкратиону.
Если учесть то, что рука бойца была вооружена наручем из тяжелых кожаных ремней с металлическими шипами и бляшками, могло создаться впечатление о том, что греческий кулачный бой зрелище малогуманное. Но это не так. Дело в том, что нанесение удара по ограниченной цели прямопропорционально защитному действию. То есть, при ограничении цели удара, защитный маневр проще, и добраться до противника сложнее. Традиционно считается, что заимствование традиций из других видов борьбы велось только в одном направлении. То есть рассматриваются походы Олега, Игоря и Святослава на Византию, которые поспособствовали внедрению в среду славянских боевых искусств чужих методов. Но это не совсем так, поскольку в 10 веке к которому относятся эти походы, были известны такие методы борьбы, о которых греки знать не могли. Возможно, свиля в древности являлась для славян прототипом гимнастики. После того, как Вы освоите приведенные положения пяты, и почувствуете, что противник атакующий целой серией ударов неопасен, можно приступать к изучению передвижения по площадке. На сегодняшний день известно 3 способа перемещения по площадке. Это характерные для русского кулачного боя вышагивание, с соответственным уклоном корпуса, прыжком, что особенно характерно для русской плясовой и гопака, и кубарем, то есть, специфическим кувырком, в нескольких формах. Эти способы применяются тогда, когда напор атакующего способен смести Вашу пяту. Проще говоря, защитить себя не сходя с места, Вы не можете. В этом случае, все перемещения по площадке - это только перемещения пяты с места на место. Пята, перемещаясь по площадке должна проваливать все атаки противника. Но уход - это не только движение ног. Движение рождается телом, а ноги только реализуют перемещение в заданном направлении.
Русский стиль: как бились предки
Рассказывают, что Петр 1 так прокомментировал победу русского матроса в кулачном бою с шотландцем - чемпионом Британии: "Нет такого английского лба, на который не нашелся бы русский кулак".
Эта схватка ценна сохранившейся записью кульминационного момента, который очень точно передал технику свили. Скрут корпусом, который выполнил матрос, спас его от коронного удара чемпиона.
Скрут корпусом
Такой же элемент в 993 году защищаясь от быка выполнил киевский усмарь, известный по летописи. Конечно, это только принципы телодвижения. Но жемчужиной русского кулачного боя является раскачный стык. Раскачник можно назвать самым тяжеловесным ударом кулачного боя. Этим ударом не пересыпают бой. Его готовят, ведут, как говорят на профессиональном языке. Это энергоемкий удар. И хотя им не разбрасываются, зато он настолько эффективен, что «вытянуть» его можно не только по открытому корпусу, пользуясь ошибкой со стороны противника, и пробелом в его обороне, а и через его защиту. То есть, по этой самой обороне, или через нее.
Особенностью раскачника является то, что он бьется от спины. Это значит, его формируют не только плечи, а и мышцы спины. Его создает так называемая злая спина, то есть, спина с сокращенными мышцами. Этот удар не случайно называется раскачным. Его действительно нужно раскачать корпусом, подвернувшись под него, для максимального достижения силы.
Наиболее мощно это приложение при выходе кулака примерно в центр груди равного Вам по росту противника. То есть, линия удара проходит под небольшим углом сверху вниз. Посылая локоть назад, в заспинный раскат, боец сжимает лопатку, разворачивая корпус, чем обеспечивает себе глубокий размах. Далее, начиная раскручивать корпус на удар, боец выводит высоко локоть, как показано на рисунке, направляя кулак вперед вниз, незначительно подкручивая удар поворотом кулака по общей схеме развития удара. В момент приложения силы, корпус бойца скручивается, выжимая и выкладывая все в удар. При этом скруте нужно ослабить мышечное сопротивление разноименной удару ноги при помощи отрыва пятки от пола. Это создаст полную свободу на подкруте живота.
В раскачнике есть еще одна особенность, присущая только этому удару. Раскачник не может существовать, как действие только одной руки. Раскачный стык - это движение обеих рук, при котором одна выполняет раскачку, закрут корпуса, создавая базу для нанесения удара, а вторая пробивает.
Раскручивание корпуса, создание сильного заспинного раската можно осуществлять и самой формой раскачника, но без приложения силы. Поэтому, если боец начинает легкий атакующий маневр слева, это, как правило, является началом его последующего удара справа.
Раскачник довольно легко выполнить в любом направлении, в том числе и назад. Этот удар рожден в практике русского стенного боя, когда боец наносит сносящие противников удары во все стороны.
Для выполнения раскачника за спину нужно выполнить разворот корпусом на 180 градусов при помощи отшага правой ногой назад. При этом стопа начинает разворот под прямым углом и движение правого локтя по дуге сверху вниз за спину. Таким образом, Вы развернули себя для нанесения вытяжного удара слева, который ведет Ваш основной удар справа. Принцип раскачки повторяется при нанесении удара в любом направлении.
После освоения базовой формы раскачника будет целесообразно опробовать удар в серии: вперед-назад-вправо-влево. Поняв механику движения, освоить эту серию будет несложно. Скорость выполнения раскачника придут с опытом и практикой.
Для выполнения раскачника за спину нужно выполнить разворот корпусом на 180 градусов при помощи отшага правой ногой назад. При этом стопа начинает разворот под прямым углом и движение правого локтя по дуге сверху вниз за спину. Таким образом, Вы развернули себя для нанесения вытяжного удара слева, который ведет Ваш основной удар справа. Принцип раскачки повторяется при нанесении удара в любом направлении.
После освоения базовой формы раскачника будет целесообразно опробовать удар в серии: вперед-назад-вправо-влево. Поняв механику движения, освоить эту серию будет несложно. Скорость выполнения раскачника придут с опытом и практикой.
Как видим, русский вариант прямого удара имеет значительные расхождения с восточными аналогами, и нельзя согласиться с поклонниками восточных стилей, что любой удар или бросок, какой бы он борьбой ни прикрывался и как бы он ни назывался, это нечто, скопированное из каратэ, ушу, или других экзотических видов борьбы.
Русский стиль: основа сечи
Основой таких ударов является инерционный удар. Это значит, что такой удар не фиксируется как в восточных единоборствах, а инерция ударной руки используется для проноса ее после контакта с атакуемой поверхностью.
Второй немаловажный принцип технической стороны сечи - это выход руки из удара, продолжая линию замаха, а не в обратном направлении. В результате этого образуется двигательная сила, создающая скорость серийных ударов.
Плечо в механике сечи не должно сдерживать удара напряжением, хотя напряжение плеча характерно при передаче силы. Напряжение плеча как бы утяжеляет кулак. Эквивалент силы зависит от тяжести руки, скорости движения и сжатого кулака или напряженной ладони. В зависимости от того, чем наносится удар. Сила подобного удара может достигать 100 кг.
Поначалу, при освоении таких ударов, будет не хватать динамики (да и передвижения в засечном кулачном бою еще надо будет освоить), и удар будет получаться скованным и тяжелым. На Руси о таких людях говорили: у них в плече камень. Именно этот камень и нужно, резко посылая руку в удар, как бы перегнать в ладонь. В дальнейшем движении облегченная рука, сбросившая камень в ударе, идет в контакт с целью. Научиться этому правилу довольно сложно.
Далее нужно переносить движения рук в направлении соответствующем восьми секторам окружности Вы научитесь выполнению восьми классических ударов сечи. Удары следует учить на каждую руку.
Теперь попробуем реализовать этот принцип в горизонтальном направлении удара с боковым замахом. Это называется затрещина. Так же рассмотрим удар в вертикальном направлении с замахом снизу – подплуге. Термин замах характеризует себя своим названием. То есть, это нужно рассматривать как: за махом. А это значит, что удар - это часть махового действия, характерного для сечи.
Затрещина или загребник. Для нанесения этого удара следует принять положение уключный устав. Удар наносится строго в горизонтальной плоскости. Сеча к геометрии ударов предъявляет требования более высокие, чем в восточных единоборствах. Без этого невозможно избежать сбоя рук при нанесении серии ударов на больших скоростях. Хороший боец легко наносит от 5 до 8 ударов в секунду.
Итак, еще раз о технике. Плечевым импульсом сбоку толкаем вперед незримый камень, задавая ему ускорение во всех двигательных углах – суставах последовательно: в плечевом, в локтевом, лучезапястном. Не останавливая руки во время выполнения удара. Со всей максимально доступной скоростью, «освободив руку от камня», отбросить руку к своему противоположному плечу. Немного выставить вперед локоть, повторить удар, описывая окружность перед грудью. Так, опуская траекторию движения вниз и поднимая ее вверх, регулировать уровень выполнения ударов затрещина. Затрещина или загребник
Подплуг, (подплужник, поддых, дышло). Для того, чтобы выполнить этот удар, направляем руку из уключного устава вниз на себя, проводя ее дальше, вводим в удар, описываем дугу к своему противоположному плечу, поднимаем руку и выбрасываем вперед локоть. Подплуг, (подплужник, поддых, дышло)
Разворачиваем плечо в уключный устав. Удар повторяем в серии. Серия секущих ударов
Русский стиль: направления
В основном технику боя можно классифицировать по способу ведения боя. Индивидуальный поединок получил особое место особенно в эпоху развития судных боев.
Именно в это время и получил развитие термин один на один. Бой один на один всегда отличался особой жестокостью. В таких поединках брали участие в основном профессионалы, на них спорили, то есть делали ставки, заручались. Правила обговаривали до начала боя. Бились обычно до первой крови.
Куча мала - это не какой-то особый стиль, а скорее положение в стенном бою. Тогда стенки смешиваются, и в них теряется ряд. Это значит, что между бойцами нарушается тактическое взаимодействие, и боец часто остается один, иногда против нескольких противников, что в стенном бою бывает редко. Тогда применяются не только приемы кулачного боя, а и приемы борьбы. Поэтому куча мала представляет скорее рукопашный бой, чем кулачный.
Техника стенного боя отличалась от сечи. Это обусловлено тем, что сеча - это аналог дворянского уклада, имитирующая бой с применением рубящего оружия. Второй фактор - это теснота, затрудняющая выполнения реверсивных ударов сечи. Боец может быть опасен для своих же товарищей, так как в сече бьют, не разбирая лиц. Их просто невозможно различить.
Сечу нельзя причислять к бою один на один, так как она применяется обычно против численно превосходящего противника.
Одна, пожалуй, самая важная особенность сечи - это использование реверса при инерции уже нанесенного удара. Эта инерция выведет руку по одной с ударом траектории, формируя следующий удар. Силу в такой удар не вкладывают, используя только естественную тяжесть предплечья, скорость движения и сжатые мышцы ладони.
Если рассмотреть это более детально, то становится видно, что в традиции русского боя удар не бывает энергоемким, концентрированным, как это выглядит в восточных единоборствах. Здесь он выполняется в половину, или даже в треть приложения силы.
Если удар построен правильно, его с большим запасом хватит для серьезного поражающего эффекта. То есть, поражающий эффект зависит не только от приложения силы и выдачи энергии, а в большей мере от техники нанесения, то есть, конструкции удара.
Ниже мы рассмотрим несколько базовых форм, а теперь еще раз о технике:
- первое это не закрепощенное плечо во время формирования удара,
- второе – нельзя забывать об использовании импульса, который идет в бьющую поверхность от локтевого сустава. Выдача импульса выражена рывковым движением.
Какой-либо ортодоксальной базы, к которой бы были привязаны конкретные действия, в сече нет. Если Вы освоили сам метод, можно смело моделировать базу секущих ударов, подражая таким движениям, как подача мяча в волейболе, метании диска и тому подобных. Сеча это имитация.
И еще одна немаловажная деталь. Все новички пытаются наносить удары кулаком, но после нескольких лет тренировок кулак уступает ладони, которая имеет массу преимуществ перед кулаком. Останавливаться на этом пока не будем, но хочется сказать, что ладонь не боится ударов. В этом можно легко убедиться, ударив, скажем, по каменной стене кулаком и ладонью. При правильно нанесенном ударе пальцы не пострадают.
Накидуха. Еще это называется распалиной. Это удар, который относится к серии вертикальных ударов. Это значит, что траектория удара проходит в вертикальной проекции. Удар наносится свободным посылом согнутой руки вперед сверху. Это удар большого поражающего эффекта.
Рассмотрим вариант нанесения этого удара с наклоном корпуса вперед. Из положения уключный устав выполняется наклон корпуса. Удар развивается инерционно, при помощи движения корпусом вперед. С нарастающим ускорением вывести руку в распалину.
Кий – традиционная форма боя в стенном бою. Удар выполнять молотом кулака, который выбрасывается вперед в горизонтальной проекции. Локоть при нанесении этого удара нужно держать на весу. Предплечье инерционным вращением в локтевом суставе вернуть в исходное положение, продолжая кий в серии ударов. Кий – традиционная форма боя в стенном бою
Русский стиль: прикладная техника
Во всех воинских искусствах, будь то восток или запад, есть несколько разделов. И славянские боевые искусства не исключение. Один из этих разделов называется прикладная техника.
Что же такое прикладная техника? Это ряд разработанных движений, на которых базируется боевая техника. Такие движения называют ключевыми. И хотя на первый взгляд это кажется совершенно бесполезным, и не имеющим отношения к технике ведения боя, присмотревшись можно легко увидеть как элементы защиты, так и атакующие.
Предлагаем рассмотреть такую прикладную технику в русском стиле. Она называется пляс кулачного бойца.
Русский кулачный бой - это самобытная система, почти не имеющая аналогов. И овладеть ею не так просто, как это может показаться с первого взгляда. А ведь в кулачном бою очень своеобразная стилистика движения.
Техника ударных и защитных движений в русском стиле как бы исходит от ключевого движения, задающего определенную схему ритма и пластики. Согласитесь, описать пляс словами довольно сложно. Гораздо сложнее выполнить его на слух. И методы восточных единоборств здесь не проходят.
Та же пластика ушу для этого стиля не может служить примером. А рывковые и концентрированные формы движения, принятые в каратэ, не подходят никаким боком. Но это не означает, что освоить славянские боевые искусства нельзя. Они намного проще восточных стилей.
Пляс кулачного бойца, занимающегося боем один на один, это не отголосок древних ритуалов, а абсолютно функциональное действие. Приплясывание ногами, притопывание и качание плечами, все это обеспечение постоянной расслабленности тела, готового к мгновенному действию, такому как отражение атаки противника, или переход к атакующим действиям.
Такие действия обеспечивают не только быстроту реакции, но и устойчивость к стрессам, и широкую амплитуду движений, их более четкую координацию. Помимо этого, включая аэробные нагрузки, они обеспечивают физиологические процессы, поддерживают дыхательные функции.
В случаях, когда линия строя отсутствует, а мы именно такие случаи и рассматриваем, главное требование, предъявляемое к бойцу - это стоять устойчиво. То есть, не твердо, а устойчиво.
Устойчивая стойка достигается благодаря балансированию, в котором задействуются голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, поперечно поясной сгиб, поясница, плечевой пояс и шейный сгиб. Такая устойчивость позволяет в защите, удерживаясь на ногах, легко пропустить (провалить) мимо себя удар, направленный в Вас. А что касается атаки, то она легко строится на смещении тела в сторону, вперед или противнику под ноги.
Если быть точным, то приплясывание не только помогает бойцу сохранять устойчивое положение, но и помогает атаковать, поскольку преобразовать ритм пляса в ритм ударов не так сложно, поскольку в плясе заложены ключевые защитных действий и ударов.
Помните, что мышцы бойца не должны быть сокращены. Конечно, без этого не обойтись, но сокращение мышцы, занимающее по времени доли секунды, должно приходиться на самый пик удара или критическую точку защиты.
Механика движения бойца включает три отдельных, но связанных между собой оси движения. То есть, тело как бы состоит из трех двигательно-активных полей. Это колени, поперечно-поясной сгиб и плечи.
А сейчас смотрим на рисунки и пробуем расслабиться в пояснице, стряхнуть напряжение с рук и ног, опустить плечи. С легким притопыванием включаемся в движение. Подвижности ног, как мы видим, отвечает движение плеч. Все мышцы тела нужно расслабить. Не прерывая движение, резким рывком выполнить отрыв плеча назад справа и слева. При помощи каждого такого рывка изменяется положение плоскости груди к фронту атаки.
Пляс кулачного бойца
Если быть точным, то приплясывание не только помогает бойцу сохранять устойчивое положение, но и помогает атаковать, поскольку преобразовать ритм пляса в ритм ударов не так сложно, поскольку в плясе заложены ключевые защитных действий и ударов.
Помните, что мышцы бойца не должны быть сокращены. Конечно, без этого не обойтись, но сокращение мышцы, занимающее по времени доли секунды, должно приходиться на самый пик удара или критическую точку защиты.
Механика движения бойца включает три отдельных, но связанных между собой оси движения. То есть, тело как бы состоит из трех двигательно-активных полей. Это колени, поперечно-поясной сгиб и плечи.
А сейчас смотрим на рисунки и пробуем расслабиться в пояснице, стряхнуть напряжение с рук и ног, опустить плечи. С легким притопыванием включаемся в движение. Подвижности ног, как мы видим, отвечает движение плеч. Все мышцы тела нужно расслабить. Не прерывая движение, резким рывком выполнить отрыв плеча назад справа и слева. При помощи каждого такого рывка изменяется положение плоскости груди к фронту атаки.
Пляс кулачного бойца
Не прерывая пляса, все так же резко, рывками посылаем вниз, как бы движением под себя поочередно, то правое, то левое плечо. При этом корпус, немного скручиваясь, склоняется в неглубоком поклоне вперед.
Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем в этой статье - это отбрасывание корпуса в сторону. Чтобы яснее представить себе это, нужно представить себя на палубе качающегося корабля. Все колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, нужно удерживать себя от падения. При этом плечи при этом играют роль балансира, выполняя балансирующие движения, отклоняясь в сторону, обратную движению тела.
И еще одно правило: вес тела опускается на две ноги только тогда, когда ступни расставлены на ширину шага, который именно для Вас считается нормальным. Никак ни уже и не шире. Чем дальше Вы от такой стойки, тем меньше устойчивость.
Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем в этой статье - это отбрасывание корпуса в сторону. Чтобы яснее представить себе это, нужно представить себя на палубе качающегося корабля. Все колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, нужно удерживать себя от падения. При этом плечи при этом играют роль балансира, выполняя балансирующие движения, отклоняясь в сторону, обратную движению тела.
И еще одно правило: вес тела опускается на две ноги только тогда, когда ступни расставлены на ширину шага, который именно для Вас считается нормальным. Никак ни уже и не шире. Чем дальше Вы от такой стойки, тем меньше устойчивость.
Русский стиль: удары ногами
Конечно, в стенном бою такая техника ударов считалась грязной техникой. Но мы говорим о поединках один на один.
Хочется привести высказывания по этому поводу австрийского дипломата 16 века Сигизмунда фон Герберштейна в его «Записках о московских делах»: «начинают они борьбу на кулаках, но вскоре…с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям».
Другой заезжий писал через 2 века после этого, в 18 веке: «Бойцы, когда бьют и руками и ногами одновременно, кажется, готовы съесть друг друга, настолько свирепо выражение лиц, но когда дело кончено, они остаются лучшими друзьями».
Традиции использования ног в бою раскрывает не только многообразие ударов ногами, но и показывает целые школы, ударная техника которых ярко характеризует наиболее крупные центры кулачного боя в России.
Так в свое время в ходу была поговорка, которую возможно и слышали некоторые люди старшего поколения: «Москва бьет с носка» (или носака). Но не многие знают, что ранее москвичи использовали разные виды своеобразных подсечек: это были хлесткие удары ногой с оттянутым носком. Такие удары известны как особая группа хлестких ударов, наносимых не только по ногам противника, но и в корпус и в голову противника.
В Новгороде из ударов ногами в ходу были удары с подкруткой, которые назывались оплетами. Эти и подобные удары можно проследить в народном творчестве. Например, о таких ударах говорится в сказании о Василии Буслаеве «А иной дурак зашел с носка и его по уху оплел». Так же это заметно в сказании о Вольге богатыре: «Пнул ногой двери железные, поломал засовы крепкие». Это можно назвать ярким примером. Несмотря на то, что в сказании богатырь был обвешан оружием, он при необходимости выбить дверь, пользуется не топором или булавой, а применяет пинок ногой.
Но это из истории, а на самом деле, пинок - это целый метод, используя который боец усиливает удар, направленный в корпус противника, проваливая в этот удар свой корпус. То есть, говоря по-научному, вкладывая в этот удар всю массу своего тела. Такой удар направлен прямолинейно, несет большую силу, и обычно применяется в том случае, когда нужно сбить с ног противника.
Механика ударов ногами, применяемых в русском кулачном бою, напоминают плясовую, или как ее называли раньше, камаринскую. Если присмотреться, то в плясе ярко отражены не только движения удара, но и тактические перемещения во время боя, взаимодействие различных приемов, боевые движения типа уклонов, свиля, и сцены боя. Все это легко узнать, хоть раз посмотрев кулачный бой.
Бык. Так называется объемный и глубокий удар ногой, выполненный из предварительного маха ногой вперед, в процессе которого колено оттягивается к плечу, с целью сформировать высокую горизонтальную плоскость для развития удара. Такой удар наносится в грудь противника всей ступней, проваливая в удар вес своего тела, для максимального усиления удара.
Бык - объемный и глубокий удар ногой
Бык. Так называется объемный и глубокий удар ногой, выполненный из предварительного маха ногой вперед, в процессе которого колено оттягивается к плечу, с целью сформировать высокую горизонтальную плоскость для развития удара. Такой удар наносится в грудь противника всей ступней, проваливая в удар вес своего тела, для максимального усиления удара.
Бык - объемный и глубокий удар ногой
Оплет. Этот удар, так же как и предыдущий имеет много разновидностей, но мы рассмотрим только его базовую форму. Он наносится согнутой ногой сбоку при скручивающем движении колена внутрь. Его, пожалуй, можно сравнить с пощечиной, только нанесенную ногой. Обычно он наносится ступней в голову противника или, если нет возможности нанести удар в голову, его наносят по плечам. Оплет - удар ногой
Подсад. При нанесении этого удара бедро и голень разгибать нельзя. Во время движения нога закрепощена, и выводится в удар согнутой в колене под прямым углом.
Такой удар выполняется снизу по наклонившемуся противнику, но это конечно классика. Удар наносится тогда, когда есть возможность для его нанесения. Раньше, в бою захватывали ворот тулупа противника и рывком на себя заставляли податься его на себя. В начале рывка противник чуть качнется вперед. В этот момент он наименее защищен. Это миг для нанесения удара.
Подсад - удар ногой
Еще раз. Мы рассмотрели базовую технику удара. Она не является правилом и на ее основе, пользуясь данной техникой можно рассмотреть варианты ударов, применимых в той или иной ситуации.