В бесконечных обсуждениях на тему постройки каферейсера из недорогого мотоцикла разговор рано или поздно уходит в плоскость покупки отечественного мотоцикла в качестве донора. В такой момент русофилы перебирают в памяти скопированные под кальку с немецких довоенных мотоциклов отечественные «ИЖи» и «Уралы», но все как-то подзабыли о советском мотоцикле, который развивал скорость до 230 км/ч и наводил ужас на соперников в гонках Gran Prix.
История мотоциклов «Восток»
В 1939 году в подмосковном Серпухове началось создание завода для выпуска мотоциклов. Мотоциклы, которые там стали производить уже после войны, были плоть от плоти немецкие DKW, реквизированные советской армией — дорожные мотоциклы с архаичными двухтактными моторами, не отличавшиеся высокими скоростными характеристиками.
В середине 1960-х партийная верхушка СССР приняла решение об участии в международных шоссейно-кольцевых соревнованиях с целью демонстрации Западу спортивно-технического потенциала страны Советов. Для этих целей были выделены средства для постройки гоночного мотоцикла «Восток». Конструкторы Серпуховского мотоциклетного завода принялись за работу. Уже через несколько лет завод из Серпухова представил мотоцикл, получивший обозначение С-364.
Вдохновленный лучшими образцами зарубежной техники тех лет, Сергей
Иваницкий создал поистине передовые, с точки зрения конструкции, мотоциклы.
Модель С-364 была оснащена четырехцилиндровым мотором с двумя верхними
распредвалами, приводимыми коническими шестернями. Коробка передач
шестиступенчатая, а сцепление сухое, многодисковое. По конструкции рама
напоминает раму Norton Featherbed модели Manx.
Уже в дебютной гонке для этого мотоцикла Николай Севостьянов и Эндель Кийса из Эстонии на Gran Prix ГДР заняли в квалификации второе и третье места, соответственно. В гонке 500-кубовых мотоциклов Севостьянов финишировал четвертым. Опередить на том этапе его смогли только маститые гранды: Майк Хейлвуд на итальянской MV Agusta, да Майк Дафф и Пэдди Драйвер на английских Matchless.
Чуть позже Севостьянов повторил этот результат в гонке, проходившей в Финляндии. Его партнер по команде Эндель Кийса занял третье место в классе 350-кубовых мотоциклов — это первый в истории мотоспорта случай, когда пилот из СССР поднялся на подиум чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Появление нового гоночного мотоцикла в классе «350» вызвало интерес как у советских, так и у зарубежных специалистов. На этом череда громких достижений советского спортсменов не закончилась. Ровно через год на этапе Гран-при в чешском Брно Севостьянов повторил это достижение, вновь поднявшись на подиум. Позднее, на этапе в ФРГ, проходившем на легендарной трассе Nordschleife в Нюрбургринге, Кийса выиграл квалификацию в классе «350». К сожалению, реализовать преимущество поул-позиции ему не удалось — в гонке он финишировал только пятым.
В 1939 году в подмосковном Серпухове началось создание завода для выпуска мотоциклов. Мотоциклы, которые там стали производить уже после войны, были плоть от плоти немецкие DKW, реквизированные советской армией — дорожные мотоциклы с архаичными двухтактными моторами, не отличавшиеся высокими скоростными характеристиками.
В середине 1960-х партийная верхушка СССР приняла решение об участии в международных шоссейно-кольцевых соревнованиях с целью демонстрации Западу спортивно-технического потенциала страны Советов. Для этих целей были выделены средства для постройки гоночного мотоцикла «Восток». Конструкторы Серпуховского мотоциклетного завода принялись за работу. Уже через несколько лет завод из Серпухова представил мотоцикл, получивший обозначение С-364.
Вдохновленный лучшими образцами зарубежной техники тех лет, Сергей
Иваницкий создал поистине передовые, с точки зрения конструкции, мотоциклы.
Модель С-364 была оснащена четырехцилиндровым мотором с двумя верхними
распредвалами, приводимыми коническими шестернями. Коробка передач
шестиступенчатая, а сцепление сухое, многодисковое. По конструкции рама
напоминает раму Norton Featherbed модели Manx.
Уже в дебютной гонке для этого мотоцикла Николай Севостьянов и Эндель Кийса из Эстонии на Gran Prix ГДР заняли в квалификации второе и третье места, соответственно. В гонке 500-кубовых мотоциклов Севостьянов финишировал четвертым. Опередить на том этапе его смогли только маститые гранды: Майк Хейлвуд на итальянской MV Agusta, да Майк Дафф и Пэдди Драйвер на английских Matchless.
Чуть позже Севостьянов повторил этот результат в гонке, проходившей в Финляндии. Его партнер по команде Эндель Кийса занял третье место в классе 350-кубовых мотоциклов — это первый в истории мотоспорта случай, когда пилот из СССР поднялся на подиум чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Появление нового гоночного мотоцикла в классе «350» вызвало интерес как у советских, так и у зарубежных специалистов. На этом череда громких достижений советского спортсменов не закончилась. Ровно через год на этапе Гран-при в чешском Брно Севостьянов повторил это достижение, вновь поднявшись на подиум. Позднее, на этапе в ФРГ, проходившем на легендарной трассе Nordschleife в Нюрбургринге, Кийса выиграл квалификацию в классе «350». К сожалению, реализовать преимущество поул-позиции ему не удалось — в гонке он финишировал только пятым.
«Восток» С-565
Увы, несмотря на впечатляющее начало, партия быстро потеряла интерес к мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского КБ. Силами конструкторов мотоцикл продолжал дорабатываться и эволюционировать. На этот раз он получил новый обтекатель, бензобак и тормоза. Серьезные изменения коснулись рамы, однако наибольшее количество модификаций претерпел мотор. Так, его объем был увеличен с 350 до 500 «кубиков», а мощность достигла 80 л. с. Чтобы сегодня в полной мере оценить технический задел, достаточно вспомнить, что легендарный мотогонщик, итальянец Джакомо Агостини, имел в своём распоряжении гоночный мотоцикл MV Agusta мощностью 75 л. с. Максимальная скорость, которую новый «Восток» мог развить на прямой составляла 250 км/ч.
Дебютная гонка мотоцикла С-364 на Гран-при ГДР
Севостьянов и Кийса провели еще два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвертое место на Гран-при Финляндии 1968 года, навязав серьезную борьбу маститым гонщикам вроде Агостини и Финдли.
С течением времени из-за отсутствия финансирования и, как следствие, невозможности дальнейших спортивных разработок мотоцикл скатился до уровня гонок стран содружества СССР — бороться на мировом уровне уже не представлялось возможным.
Закат «Востока»
Руководство страны недальновидно рассудило, что коль в народе СССР был популярен мотобол, то необходимо развивать это направление. Таким образом, умы конструкторского бюро ВНИИ, создавшие сложнейшую и наводившую ужас на западных спортсменов гоночную машину, были сконцентрированы на разработке простых и примитивных мотоциклов.
Благодаря силам зарубежных коллекционеров несколько мотоциклов «Восток» сохранились до наших дней. Впрочем, их количество предельно мало и вряд ли сильно превышает отметку в десять экземпляров. Сегодня очевидно, что «Восток» был лишь разменной монетой советской пропаганды, однако он останется в памяти энтузиастов единственным в истории советского мотоспорта мотоциклом, продемонстрировавшим миру гений советских конструкторов.
Увы, несмотря на впечатляющее начало, партия быстро потеряла интерес к мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского КБ. Силами конструкторов мотоцикл продолжал дорабатываться и эволюционировать. На этот раз он получил новый обтекатель, бензобак и тормоза. Серьезные изменения коснулись рамы, однако наибольшее количество модификаций претерпел мотор. Так, его объем был увеличен с 350 до 500 «кубиков», а мощность достигла 80 л. с. Чтобы сегодня в полной мере оценить технический задел, достаточно вспомнить, что легендарный мотогонщик, итальянец Джакомо Агостини, имел в своём распоряжении гоночный мотоцикл MV Agusta мощностью 75 л. с. Максимальная скорость, которую новый «Восток» мог развить на прямой составляла 250 км/ч.
Дебютная гонка мотоцикла С-364 на Гран-при ГДР
Севостьянов и Кийса провели еще два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвертое место на Гран-при Финляндии 1968 года, навязав серьезную борьбу маститым гонщикам вроде Агостини и Финдли.
С течением времени из-за отсутствия финансирования и, как следствие, невозможности дальнейших спортивных разработок мотоцикл скатился до уровня гонок стран содружества СССР — бороться на мировом уровне уже не представлялось возможным.
Закат «Востока»
Руководство страны недальновидно рассудило, что коль в народе СССР был популярен мотобол, то необходимо развивать это направление. Таким образом, умы конструкторского бюро ВНИИ, создавшие сложнейшую и наводившую ужас на западных спортсменов гоночную машину, были сконцентрированы на разработке простых и примитивных мотоциклов.
Благодаря силам зарубежных коллекционеров несколько мотоциклов «Восток» сохранились до наших дней. Впрочем, их количество предельно мало и вряд ли сильно превышает отметку в десять экземпляров. Сегодня очевидно, что «Восток» был лишь разменной монетой советской пропаганды, однако он останется в памяти энтузиастов единственным в истории советского мотоспорта мотоциклом, продемонстрировавшим миру гений советских конструкторов.