суббота, 30 января 2016 г.

История Harley-Davidson WLA

Harley-Davidson WLA, широко использовавшимся как армией США, так и множеством других стран по антигитлеровской коалиции. Возносимый ныне производителем и энтузиастами как главный вклад мотоциклетной индустрии Штатов в общую победу, сам WLA редко можно было встретить на родине в послевоенные годы, но позже, благодаря реимпорту из Европы, мотоцикл испытал настоящий ренессанс. Занятно, что несмотря на популярность мотоцикла, представление о боевом пути WLA и опыте его реального применения по большому счету отсутствует. Эта краткая статья попытается заполнить пробел, представляя собой обобщение информации, которая позже выйдет в виде отдельной книги Liberator: Harley-Davidson WLA во время Второй мировой.
WLA, что по принятой в HD системе именования, означало WL-серию, армейскую модель, был милитаризованной версией HD Forty-Five, среднекубатурного (45ci/750cc) мотоцикла, увидевшего свет в 1929 году. Forty-Five был типичным американским мотоциклом своей эпохи, с нижнеклапанным двигателем, подвеской типа спрингер без гидравлических демпферов спереди и хардтейлом сзади. Это была бюджетная модель HD, меньше и медленней 74 ci ‘биг твинов’ того времени, сохранившая нижнеклапанную схему даже после введения 61ci Knucklehead в 1936. Замкнутая система смазки, в 1937 году заменившая смазку ‘на прогар’, заметно улучшила ситуацию с охлаждением и надежностью. С 1939 года на некоторые модификации стали ставить алюминиевую головку цилиндров, что тоже сильно помогало с охлаждением. В общем, к началу Второй мировой семейство WL было уже зрелым и надежным продуктом, находившимся в производстве порядка десяти лет.
 
Семейство HD Forty-Five было детищем Великой депрессии, в тяжелые времена весьма востребованное как дешевое и утилитарное средство передвижения. Долгожитель семейства, трехколесная модель Servi-Car, была в продаже с 1932 аж по 1974 год. Изначально предлагавшаяся автосервисам, чтобы доставить механика на место и затем быть отбуксированной за автомобилем назад на сервис, также широко использовалась для курьерской доставки и розничной торговли. Известна одна фотография, на которой будущий знаменитый военный мотоцикл используется в качестве передвижного киоска с мороженым.
Непосредственно WLA появился на свет, когда в 1939 году армия США разместила заказ на специальный мотоцикл, который лучше бы подходил для военного использования по сравнению со стандартными гражданскими моделями, которые ВС приобретали в двадцатые и тридцатые годы. Прототипы WLA, с увеличенным дорожным просветом, защитой картера, движком с алюминиевыми головками, пониженной до 5,0:1 компрессией и усиленным воздушным фильтром соперничали с мотоциклами Indian и Delco (подразделение GM). Последние предложили копию BMW с оппозитным мотором, карданным приводом и гидравлической телескопической вилкой. Армии очень нравился оппозит, стойкий к грязи карданный привод и комфортная подвеска, так что и HD и Indian пришлось подготовить экспериментальные модели с этими доработками. Harley приобрел BMW R71 и предложил свою Model XA на базе него, а Indian вышел с занятным Model 841 с поперечным 90-градусным V-твином. 
Тем временем, в распоряжении армии появилось новое транспортное средство, во многом заменившее мотоцикл. Появился Willys. Полноприводный, массой около тонны и грузоподъемностью в четверть тонны, автомобиль почти во всех армейских задачах превосходил мотоцикл, поэтому ВС существенно сократили план по закупкам мотоциклов в целом, отбросили экспериментальные Model XA и Model 841, и отдали предпочтение WLA: готовой к массовому производству и проверенной годами конструкции. В результате, с 1940 по 1945, армия США приобрела 23 403 WLA, сделав его самым массовым мотоциклом ВС. Количественное соотношение WLA к другим моделям было примерно 4 к 1: кроме WLA в американской армии служили порядка 1 000 BigTwin HD и 5 500 Indian разных моделей. Ну и для сравнения, Ford и Willys поставили в армию порядка 640 000 джипов за период 1941-1945.
WLA существенно отличался от британских мотоциклов, которые использовались Соединенным королевством, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и другими странами-союзниками. Типичный британский мотоцикл был с одноцилиндровым 350-500сс двигателем, массой порядка 180кг, существенно легче 750-кубового и 240-килограммового WLA. У бритов за счет меньшего веса и 4-х ступенчатой КПП с ножным переключением были лучше маневренные и скоростные характеристики. Трехступенчатый с ручным переключением WLA был медленней, но гораздо лучше подходил для перевозки бойца в полной экипировке и был в целом сильно комфортнее, что бойцам конечно нравилось.
 
Еще меньше WLA был похож на немецкие мотоциклы. Германская армия очень активно использовала мотоциклы во всех армейских структурах. После неудачного опыта с разными моделями гражданской техники и во время стремительного перевооружения в 30х годах, Вермахт заказал у BMW и Zundapp специально разработанные для военных нужд мотоциклы, способные нести трех полностью экипированных бойцов в условиях бездорожья. Появившиеся в результате BMW R75 и Zundapp KS750 были образцами инженерного искусства и оснащались доселе невиданными на мотоциклах новшествами: 4х ступенчатая кпп с задним ходом и повышающим\понижающим рядом, коляску с приводом и блокировкой дифференциала, гидравлические тормоза с усилителем на всех трех колесах, необходимые для осаживания 420кг монстра. Массовое производство началось в 1941. Также, у Вермахта был свой джип на базе VW Kubelwagen, который был проще и дешевле в производстве. Всего было произведено 18 000 мотоциклов и 50 450 джипов, что до цифр Штатов конечно сильно не дотягивает.
 
В общем, WLA не мог сравниться с маневренностью бритов и проходимостью немцев, но при этом прекрасно подходил для нужд американской армии. В штатах использование мотоциклов началось еще во времена Первой мировой, продолжилось в операции против Панчо Вилья в 1916 году, и далее в 20 и 30-х годах было приобретено порядка 20 000 HD и Indian, которые использовались егерями, военной полицией и много где еще. На фотке мотоциклы возглавляют артиллерийский конвой в Ричмонде, Вирджиния в 1930 году.
Армия серьезно рассчитывала использовать мотоциклы для разведки, но отказалась от идеи по результатам испытаний 40-41гг, по причине того что мотоциклы оказались весьма уязвимы и плохо приспособлены к бездорожью, особенно зимой. К моменту вступления Штатов во Вторую мировую, в основном джипы и бронетехника использовались для армейской разведки.
Фотографии с полигонных тестов мотоциклов оказались очень зрелищными, поэтому по сей день они используются для иллюстрации применения WLA во время войны. Забавно, что на самом деле эти фотографии не имеют ничего общего с реальным использованием мотоцикла в армии. Конечно же, на самом деле WLA не летали по холмам с Томми-ганом в кофре и капитаном Америка за рулем. Чаще всего, мотоциклы можно было встретить в арьергарде, с обычными карабинами М1.
 
Находясь в тени джипов и других транспортных средств, WLA практически перестали использоваться боевыми частями к середине войны. В 1943 году, армия исключила мотоциклы из штата техники мотострелковых, бронетанковых и пехотных соединений. В 1944 от мотоциклов отказались морпехи. Но тем не менее, много мотоциклов продолжало широко использоваться до конца войны.
Например, не смотря на то, что многие подразделения военной полиции тоже отказались от использования мотоциклов с 1943 года, по документам и свидетельствам понятно, что на самом деле мотоциклов у них было даже больше, чем разрешено. Неудивительно, особенно если тебе нужно мало амуниции и быстро пробираться по пробкам. На фотке из Рима 1944 года видно подразделение военной полиции, у которых по документам было только 6 мотоциклов в 1942, которые они должны были заменить на джипы после 1943.
Всевозможные посыльные и егеря также продолжали массово пользоваться мотоциклами даже после официального от них отказа, так как на двух колесах было удобнее. Эта часто используемая в прессе фотография рядового Роберта Вэнса, сделанная в июле 1944. Редко упоминается, что парень прямо перед фотографированием угодил под артобстрел и 45 минут отсиживался в какой-то канаве. Так что это скорее всего он не позирует в стиле драматичного мальборо-мэн, а просто устал и не слишком рад фотографу.
Единственное официальное исключение в политике по отказу от мотоциклов было сделано для десантников, так как джип десантировать было затруднительно, а вот двухколесная техника для десантных планеров подходила отлично. Правда WLA они не использовали. Сначала на вооружении были велосипеды, потом использовались мопеды Cushman и мотоциклы Simplex Cervicycle.
У некоторых WLA была особенная судьба, связанная с их владельцами. Полковник Уильям О. Дарби, будущий основатель корпуса рейнджеров, гонял на нем в атаку в Алжире в 1942. Еще один WLA вместе с владельцем, рядовым Джеймсом Кэрролом, стал национальным героем-освободителем в Бельгии.
Применение WLA в армии США это лишь часть истории. Всего HD за время войны произвели 57 565 мотоциклов WLA, из них почти 60% было поставлено союзникам по ленд-лизу и другим соглашениям о военной помощи. Австралия получила 4 200 мотоциклов, Франция 589, Бразилия 430, Китай 1 000. Канада получила 18 020 мотоциклов модификации WLC с ножным переключением и ручным сцеплением, как того требовала Канадская армия. Британия получила небольшое количество WLC и более 8 000 Indian, малую часть из 425 000 военных мотоциклов, так или иначе приобретенных Британией во время войны. Южная Африка заказала и купила напрямую у HD 2 350 WLA с обычной железной головкой цилиндров.
Но самым большим пользователем WLA был СССР, получивший 27 100 мотоциклов за время войны. Советский союз получал мотоциклы в рамках ленд-лиза, по которому, среди прочего, было получено еще и 14 000 самолетов, 6 000 танков, 44 000 джипов, 360 000 грузовиков и т.д. WLA комплектовали целые мотоциклетные батальоны, которые в свою очередь использовались для разведки в бронетанковых и моторизованных частях. Было по крайней мере 50 мотоциклетных батальонов по 600 человек в каждом.

Перед войной СССР разработал собственный военный мотоцикл, М72 на базе BMW R71, который также послужил исходником экспериментальной модели HD Model XA. М72 был с коляской и рассчитан на трех бойцов. Производство пришлось переносить за Урал из-за угрозы наступления фашистов, поэтому во время войны произведено всего 9 799 мотоциклов. Завод в последствии стал ИМЗ и поныне выпускает Уралы. Так что WLA с коляской советского производства и пассажирским сиденьем был основным мотоциклом Красной армии, а кроме того было еще порядка 5 100 Indian и небольшое количество британских BSA и Velocette. В СССР WLA ценился за надежность, грузоподъемность, комфортабельность и терпимость к низкосортному бензину.
Мотоциклетные батальоны к концу 1943 года эволюционировали в могучие мотострелковые подразделения. Сначала они оснащались только легким пехотным вооружением и мотоциклами, а к ноябрю 1943 обычно уже включали в себя 10 танков, 40 мотоциклов с автоматчиками, 10 бронетранспортеров, противотанковую батарею и минометный взвод. Все это было аналогично тому, как мотоциклы применялись и в американской армии, в подразделениях механизированной кавалерии. Такие мотострелковые подразделения шли впереди основных танковых частей, прорывались в тыл противника, занимали стратегические объекты и дошли до самого Берлина. После завершения войны, СССР отказался от WLA, заменив их на М72.

В армии США небольшое количество WLA осталось в военной полиции, на фотографии патруль в Берлине в конце мая 1945.
Почти все WLA, которые Штаты отправили в Европу, после войны были списаны. Как и большое количество техники, включая самолеты и транспорт, иногда изношенное, а иногда совсем новое, просто уничтожалось. Тем не менее, много мотоциклов было растащено и, таким образом, спасено гражданскими, так как в послевоенной Европе люди очень нуждалась в дешевом транспорте. В Штатах мотоциклы начали списывать еще до конца войны и многие из них также оказались в Европе. Большая партия канадских WLC и немного WLA были централизованно отремонтированы и нашли свое применение в Греции.
Это привело к тому, что после войны WLA в Европе был распространен сильнее, чем у себя на родине. Те WLA, что остались в Штатах, были как правило сильно изношены и годились на выброс или как заготовка для тюнинга, и в общем-то не особо ценились. В Европе напротив, со временем появились ценители и реставраторы WLA, создав своего рода культ мотоцикла-освободителя ‘Liberator’.
В настоящее время WLA поступают в Штаты в основном из России и стран постсоветского пространства, так как по ленд-лизу было поставлено порядка 27 000 мотоциклов. Например, в начале 1990х был найден целый склад WLA советского образца с пассажирским сиденьем. Сейчас такие WLA это главный источник реставрационных проектов в Штатах, большинство из которых конечно переделывают в комплектацию американской армии, с неизменным деревянным Томми-ганом в оружейном кофре.
WLA несомненно сыграл важную роль во Второй мировой, и реставрированные экземпляры неизменно и заслуженно привлекают внимание на выставках, шоу и мелькают в кино. Суть в том, что настоящая история WLA сложнее и интереснее, чем принято думать, и важно что это не только и не столько американская история, сколько международная, про воинов-мотоциклистов со всех континентов. Так что если вы увидите сверкающий выставочный WLA в американском обвесе и владельца, который утверждает что ‘спас’ его из России, вы можете себе представить настоящую историю этого мотоцикла, во время войны, и в мирное послевоенное время.