пятница, 15 июля 2016 г.

История марки Yamaha

Японская компания Yamaha Motor — известнейший в мире производитель мотоциклов со штаб-квартирой в городе Ивата. В ее модельную линейку входят спортивные мотоциклы, круизеры, кроссовые байки, стритфайтеры, мотоциклы класса спорт-турист. Yamaha занимает второе место по объемам производства среди японских изготовителей мотоциклов после Honda Motor Company. Ее байки ценят во всем мире благодаря прекрасной управляемости, надежности и оригинальному дизайну.

Кроме мотоциклов компания производит скутеры, моторизованные велосипеды, лодки, гидроциклы, катера, лодочные моторы, вездеходы, двигатели, электрические генераторы, водяные насосы, снегоходы, беспилотные вертолеты, электрические силовые агрегаты для инвалидных колясок и снаряжение. Первоначально она входила в состав Yamaha Corporation, крупнейшего производителя музыкальных инструментов.

Основатель Yamaha Corporation, Тарагучи Ямаха, родился в семье астронома. С детства он пристрастился к изучению устройства механизмов и учился часовому мастерству. Талантливый часовщик, Ямаха со временем начал получать заказы не только на ремонт часов и хронометров, но и сложного медицинского оборудования. Через некоторое время его попросили отремонтировать язычковый орган. Увлеченный своей работой, Ямаха во всех подробностях изучил строение инструмента и решил создать собственный аналог. После первой неудачной попытки он становится слушателем в Институте музыкальных исследований, серьезно изучает музыкальную теорию и методы настройки инструментов. Упорный труд приносит плоды, и Ямаха начинает изготавливать музыкальные инструменты, создав в 1889 году фирму Yamaha Organ Works.

В 1897 году он основывает компанию Nippon Gakki, логотипом которой выбраны три камертона и фигура китайского феникса. Уже в 1890 году она становится самым крупным производителем музыкальных инструментов в мире.

В 1916 году Тарагучи Ямаха умирает, однако основанное им дело продолжает жить под управлением избираемых президентов компании.

Во время Второй мировой войны Nippon Gakki, как предприятие искусно владеющие мастерством деревообработки, было перепрофилировано на выпуск продукции для военных нужд. Ею стали не музыкальные инструменты, а деревянные пропеллеры для военных самолетов. После войны японская экономика находится в упадке, производители самолетов перешли на использование металлических пропеллеров, а обедневшее население не проявляет большого интереса к музыкальным инструментам. Руководство компании ищет способы диверсифицировать производство. Так начинается история Yamaha Motor Company, которая отделилась от головной компании, чтобы выпускать мотоциклы.

Стоит отметить, что к середине 1950-х годов, когда Yamaha решила заняться выпуском мототехники, на японском рынке вели конкурентную борьбу около 150 производителей мотоциклов. Лидером среди них, конечно, была Honda Motor Company, руководитель которой, Соичиро Хонда, купил у Yamaha свое пианино.

Отдел по производству мотоциклов компании Yamaha был основан 1 июня 1955 года. Компания насчитывала 274 сотрудника, 30 миллионов иен стартового капитала и предприятие с ежемесячным объемом выпуска в 200 единиц. Оглядываясь назад, Джениши Каваками, тогдашний президент Nippon Gakki, вспоминал, что в период основания Yamaha Motor Company его компания чувствовала некую финансовую свободу, а он ощущал потребность расширить область бизнеса. Среди альтернатив музыкальным инструментам было производство швейных машинок, автозапчастей, трехколесных грузовых автомобилей, скутеров и мотоциклов. Джениши Каваками не хотел выходить на незнакомый рынок, не получив достаточно знаний, поэтому он вместе с менеджерами и главными инженерами неоднократно посещал США и Германию, прежде чем приступить к разработке первого 125-кубового мотоцикла.

«Если вы собираетесь сделать что-то, то делайте лучшее, что возможно» — таким был девиз разработчиков первого мотоцикла Yamaha. После 10 месяцев проектирования была создана первая модель — Yamaha YA-1, называемая также «Красной стрекозой». Она во многом напоминала немецкий мотоцикл DKW RT125, однако превосходила его по техническим характеристикам. Так, вместо трехступенчатой коробки передач в японском мотоцикле использовалась четырехступенчатая. Модель оснащалась 125-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 5,6 л.с. с воздушным охлаждением. Чтобы его качество соответствовало требованиям самого высокого класса, YA-1 прошел через беспрецедентный тест на выносливость, преодолев 10 000 км.

В январе 1955 года началось серийное производство YA-1. В том же году Yamaha приняла участие в двух крупнейших гоночных мероприятиях Японии — подъеме на гору Фудзи и на вулкан Асама. «Красная стрекоза» одержала победу в обеих гонках в классе 125 куб. см, опередив Honda. Это обеспечило громкий дебют мотоцикла на внутреннем рынке. За первый год было выпущено около 200 мотоциклов этой модели.

Yamaha YA-1 (1955–1958 год)

Yamaha стала конкурировать на международном уровне в 1956 году, когда приняла участие в Гран-при Каталины в США с YA-1, финишировавшем шестым. В этом же году модель была усовершенствована, и появилась YA-2 с 6,8-сильным мотором.

Наряду с YA-2 выходит вторая модель Yamaha — YC1, укомплектованная одноцилиндровым двухтактным мотором объемом 175 куб. см. Его гоночная версия с 20-сильным двигателем стала победителем гонки на вулкане Асама.

1956 год знаменателен также слиянием Yamaha и крупнейшего научно-исследовательского института Японии — Hamamatsu. Теперь производитель мотоциклов не собирается копировать удачные модели конкурентов, а намерен самостоятельно заниматься проектированием.

В 1957 году появляется YD-1. Этот мотоцикл комплектуется двухцилиндровым 250-кубовым мотором мощностью 14 л.с., который работает в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Мотоцикл оснащен маятниковой задней подвеской и хребтовой рамой. Однако дерзкий вызов тогдашнему японскому лидеру, Honda Motor, стоил компании дорого. Амбициозная модель YD-1 имела ряд конструкторских недочетов и принесла фирме несчетное количество рекламаций. Всего за один год доля Yamaha на моторынке Японии сократилась с 13 до 3%. Чтобы удержаться на плаву руководство решается на отзыв всех мотоциклов и замену дефектных деталей.
Yamaha YD-1 (1957 год)


Поработав над недочетами YD-1, мотопроизводитель выпускает улучшенную версию модели YDS-1, которая комплектуется уже пятиступенчатой коробкой передач и двойной трубчатой рамой. Параллельно выходят мопед MF-1 и мотороллер SC-1. Обе новинки были неудачными, и руководство Yamaha Corporation на некоторое время замораживает новые разработки мотоциклов. Это могло бы навсегда похоронить мотобизнес компании, если бы не оглушительный успех ее мотоциклов среди спортсменов и на зарубежных рынках.

YDS-1, укомплектованный двумя карбюраторами, выдавал 22 л.с. и не имел равных на трассе. В 1958 году официальные продажи Yamaha стартуют в США. С 1960 года производитель отказывается от услуг независимых дилеров и самостоятельно выходит на американский рынок.

Начало 1960-х в истории марки Yamaha отмечено громкими победами на международных соревнованиях и ростом популярности во всем мире. Уже в 1960 году выпуск мотоциклов возрастает на 600%, до 138 000 единиц. Рецессия в японской экономике стимулирует развитие экспорта, которому способствует период расцвета в США. Если в 1962 году Yamaha продала на зарубежных рынках 12 000 мотоциклов, то в 1964-м — уже 87 000.

Участие в мотогонках для японских производителей, и Yamaha в частности, было решающим. Матерые американские и европейские компании не ожидали увидеть столь серьезных конкурентов, поскольку всегда воспринимали японские мотоциклы как плагиат. После первых побед японцев федерация мотоспорта ввела новое правило: к гонкам допускаются только построенные на базе серийных мотоциклы. В то время «японцы», созданные для соревнований, не имели ничего общего с дорожными мотоциклами. Но «большая четверка» (Honda, Yamaha, Kawasaki, Suzuki) дала достойный отпор: спортивные мотоциклы стали на конвейер, захватив лидерство не только в мотоспорте, но и среди гражданских мотоциклов.

В 1963 году Yamaha внедряет систему Autolube, предусматривающую дозированную подачу масла к гильзам цилиндров и основным подшипникам с помощью насоса. До этого необходимость смешивания топлива и масла была одним из самых существенных недостатков двухтактных двигателей.
Начиная с середины 1960-х, марка наращивает производственную базу за рубежом. В 1966 году открывается завод в Сиаме, который работает на удовлетворение потребностей рынка Юго-Восточной Азии. Затем международная экспансия продолжается в Мексике, Бразилии и Нидерландах. Компания производит мотоциклы, развивает дилерскую сеть и проводит обслуживание с учетом потребностей локальных рынков. Такую политику она исповедует по сей день.

В этом же году Toyota и Yamaha объединяются для производства спортивного автомобиля Toyota 2000 GT. Он вышел ограниченным тиражом, а его характеристики были по тем временам впечатляющими. Задачей Yamaha в этом проекте была разработка двухлитрового шестицилиндрового двигателя с двойным верхним распредвалом. Этот опыт инженеры затем успешно применяли при создании собственных четырехтактных моторов высокой мощности для мотоциклов.

В 1968 году Yamaha представляет модель DT-1. Для рынка это была абсолютная новинка, подобных которой не было. Мотоцикл стал первым в скоро набравшем популярность классе «Эндуро». Он покорил все континенты и особенно прижился в США, благодаря своей универсальности: он одинаково хорошо справлялся с любыми дорогами и бездорожьем. Yamaha DT-1 комплектовался двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 250 куб. см. При 6000 об./мин. он развивал 18 л.с. и работал в паре с пятиступенчатой коробкой передач. Кроме того, модель могла похвастаться большим дорожным просветом, малым весом (112 кг) и длинноходными подвесками.
 Yamaha DT-1 (1968–1985 год)

В этом же году вышел в свет первый мотоцикл марки с четырехтактным двигателем — XS-1. Он оснащался 650-кубовым мотором, отличался крупными размерами и высокой мощностью, напоминая маститые британские байки Triumph Bonneville и BSA Gold Star. Именно Yamaha возглавила модное направление, превозносящее современные байки, стилизованные под большие европейские мотоциклы 50–60-х годов.
Yamaha XS-1 (1968–1985 год)

В 1969 году возле главного завода в Ивата Yamaha строит полноразмерную трассу. В 1970 году производится 574 000 мотоциклов, 60% из которых экспортируется.

В 70-х годах моторизированный мир страдал от топливного кризиса, а производители искали изящные решения, подгоняя технические характеристики мотоциклов под нужды рынка. В это время на плаву оказались байки с четырехтактными моторами, которые отличались высокой экономичностью.

В 1975 году появляется несколько новинок, которые стали родоначальниками семейств мотоциклов. XS 360 комплектовался рядным двухцилиндровым двигателем объемом 358 куб. см и мощностью 34 л.с., который агрегатировался с шестиступенчатой трансмиссией. Затем появился XS 250 с 250-кубовым мотором, развивающим 27 л.с. XT 500 был мотоциклом двойного назначения класса «Эндуро» с четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 499 куб. см и мощностью 30 л.с. В 1979 году он станет победителем в ралли Париж-Дакар.
Yamaha XT 500 (1976–1981 год)

В 1977 году образовывается новое подразделение Yamaha Motor Corporation USA, которое будет продвигать мотоциклы марки на американском рынке. В этом же году выходит дорожник Yamaha SR и экономичный скутер Passol, который на долгие годы закрепит интерес публики к подобным транспортным средствам.

В 1978 году появляется первый мотоцикл с рядным четырехцилиндровым мотором XS1100. На его основе позднее создавались все рядные мотоциклы марки, которые мы знаем. Он комплектовался 95-сильным четырехцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением и оснащался карданным валом.

Yamaha XS1100 (1978–1981 год)

Через два года выпускается первый мотоцикл Yamaha с классическим V-образным двигателем с двумя цилиндрами и воздушным охлаждением — Yamaha Virago 750. Он стал одним из самых популярных во всем мире круизеров и в разнообразных модификациях выпускался 17 лет.
Yamaha Virago 750 (1981–1998 год)

В 1980-х годах производители мотоциклов отходят от тенденции создания универсальных байков в пользу нишевых.

В 1985 году появляется FZ750 с инновационным 750-кубовым четырехтактным рядным четырехцилиндровым мотором, производство которого продолжалось до 1991 года. Он считается одним из лучших мотоциклов Yamaha, благодаря использованию генератора переменного тока, расположенного позади цилиндров, чтобы уменьшить ширину двигателей для лучшего клиренса.
Yamaha FZ750 (1985–1991 год)

Выпущенный в 1992 году туристский мотоцикл GTS 1000 стал технологическим прорывом для марки. Он получил раму в виде буквы «омега», рычажную переднюю вилку с раздельными механизмами управления и подрессоривания, четырехцилиндровый двигатель объемом 1002 куб. см и мощностью 100 л.с.

Выпущенный в 1997 году YZ 400F впервые после долгого перерыва вернул лавры победителя мирового первенства по мотокроссу четырехтактному мотору.

В 1998 году был представлен спортбайк YZF-R1, ставший эталонным для своего класса. Он оснащался компактным шасси, которое обеспечивало мотоциклу массу всего 177 кг, и четырехцилиндровым двигателем объемом 998 куб. см и мощностью 150 л.с.

Yamaha YZF-R1 (выпускается с 1998 года)


В 2002 году эта модель была усовершенствована и получила электронный впрыск топлива. В 2007-м мотоцикл оснащается фирменной системой контроля работы мотора YCC-T.

С 2005 года японский производитель мотоциклов начинает осваивать российский рынок. В апреле создается компания Yamaha Motor CIS, как официальный эксклюзивный дистрибьютор. Первоочередной задачей ставится создание разветвленной дилерской сети с представительствами во всех регионах.

Мотоциклы Yamaha сразу же вызывают интерес у российских мотолюбителей. Начинают образовываться клубы поклонников марки или отдельных ее моделей. Самыми продаваемыми мотоциклами Yamaha в России являются YBR125 и YZF-R1.

В 2011 году выходит конкурент немецкого BMW GS1200R, первый мотоцикл марки класса туристический эндуро — Super Tenere. Через два года появляются новинки МТ-09 и Star Bolt.

Сейчас Yamaha Motor по объемам производства уступает только своему неизменному сопернику — Honda. Ее предприятия представлены более чем в 45 странах. На них занято более 100 000 человек. Компания развивается во многих направлениях, тем не менее оставаясь верной своей первоначальной страсти — мотоциклам.

Ямаха - философия Кандо