четверг, 17 декабря 2015 г.

Моноцикл - удивительно!

1924 год. Автострада около Национального стадиона в Риме. И что же это там по нему такое движется? Огромное колесо с приводом от мотоциклетного мотора, а в нем сидит водитель, явно равнодушный к опасности вылететь из него словно камень из пращи! В руках обычный автомобильный руль (не правда ли, удивительно?!), а ноги на автомобильных педалях. На каждом повороте тело водителя наклоняется вместе с колесом то в одну сторону, то в другую, но вот, наконец, остановка. Водитель просто ставит ноги на землю, показывая всем, что вот так можно не дать ему перевернуться, и оно… стоит!

Водителем этого необычного транспортного средства оказался Давид Джислаги – офицер итальянских мотоциклетных войск из Милана. Одержимый идеей, что одно большое колесо лучше, чем два маленьких, он построил одноколесный мотоцикл и стал на нем разъезжать, чтобы на личном примере показать его достоинства.

Его одноколесник, который сам изобретатель называет то «велосита», то «мотомота», имеет всего одну движущуюся часть – большую пневматическую шину, надетую на внутренний стальной обод. На внешней поверхности обода находятся ролики, поддерживающие движение шины. Существует также приводной ролик, вращаемый силой двигателя. Он прижат к ободу шины и заставляет ее вращаться вокруг того обода, что неподвижен. Ну, а водитель не проворачивается вместе с колесом, потому как к его весу добавляется вес двигателя и топлива, причем все эти грузы располагаются ниже центра тяжести колеса, что придает ему большую устойчивость.

Патент американцев Аллена Грина и Элиши Дуйера, 1869 год.


Велосипеды-моноциклы конца XIX века.

Никто из коллег изобретателя не верил в его машину, и он заключил пари, что доберется на ней из Милана до Рима, а затем съездит и в Париж и… до Рима он добрался!

Вот так писал об этом изобретении итальянского офицера американский журнал «Популярная наука», при этом в конце добавлялось, что у этого транспортного средства прекрасные перспективы. Впрочем, о том, что это было действительно изобретение, говорить можно было только с большой натяжкой. Моноцикл – транспортное средство со смещенным центром тяжести и одним колесом, было известно задолго до этого ралли из Милана в Рим! Довольно популярными моноциклы, пока еще с обычным педальным приводом, стали еще в 60-ые годы XIX века, наряду с велосипедом «пауком».

Моноцикл с приводом от воздушного винта. Обложка журнала «Популярная механика», 1914 год. 

А вот что из этого в 1917 году получилось в металле.

Ну, потом в апрельском номере журнала «Популярная механика» за 1914 год рассказывалось о странном аппарате в виде большого колеса, но с… воздушным винтом, как у самолета и с ротативным двигателем. Он устанавливался на длинной раме, проходящей через всю машину (на ней же находилось и сиденье водителя!), а сзади на ней же располагался еще и груз-противовес, уравновешивающий вес двигателя. Четыре «ноги», по две спереди и сзади, не давали этой страной машине ни заваливаться, ни упасть вперед или назад. Несмотря на странный внешний вид, она была вполне работоспособна. В 1917 году эту конструкцию все-таки сумели воплотить в метал, но толку от нее было немного. «Поиграли, и бросили!»

1917 год. Первая мировая война и на обложке опять-таки журнала «Популярная наука» появляется и вовсе уже ни с чем не сообразное творение – «двухколесный моноцикл», у которого уже не одно колесо, а два – маленькое переднее и заднее ну просто очень большое, причем сиденье для водителя и вовсе расположено сзади. Понятно, что на ровном месте, например, на шоссе, эта «машина» еще бы себя показала. Но на поле боя изрытом воронками от снарядов она тут же завалилась бы набок! А как его можно было хранить? В каком «стойле»? И что было бы с водителем, если бы он вместе с этим аппаратом упал? Да, оказывается, придумать оригинальный аппарат – и добавим, – его нарисовать, – это одно! А вот сделать так, чтобы «это» еще и работало – совсем другое! Но… нарисовано это странное «устройство» было красиво, что и говорить, и, конечно, служило развитию воображения и фантазии. Ну а солдат, получивших такие вот «машины», можно было бы только пожалеть!

Моноцикл с двумя колесами и приводом от воздушного винта.


Моноцикл с приводом от воздушного винта. Обложка журнала «Популярная наука», сентябрь 1917 года.

Но при всей своей очевидной бредовости идея боевого моноцикла все-таки не умерла в зародыше, а вновь подброшена на страницы журнала «Популярная наука» в ноябрьском номере за 1933 год. В ней сообщалось о некоем итальянском изобретателе, который добрался до Англии (уж не Давид Джислаги это был?), проехал там не своем моноцикле со скоростью 100 км/ч расстояние в 280 миль всего лишь на одном галлоне бензина, и предлагает на его основе соорудить высокоскоростной одноместный… танк! Да-да – танк в виде моноколеса с двумя поддерживающимися колесами сзади и пулеметом для стрельбы вперед. Все пространство внутри колесного обода закрывалось бронированными колпаками. По мысли предлагавших эту машину, попасть в него спереди будет очень сложно. Ну, а с боков ее должна будет защитить броня. Почему-то никто из горе-изобретателей таких вот одноместных «боевых механизмов» не мог сообразить, что не может человек одновременно управлять транспортным средством и вести огонь из размещенного на нем оружия. Ну, а стрелять с места явно глупо, поскольку сектор обстрела у такой машины будет очень мал. Но об этом писали, тему эту обсуждали, как будто бы сразу было непонятно, что эта идея без будущего!

Обложка декабрьского журнала «Популярная наука» за 1924 год – проект Давида Джислаги.

В 1938 году появился новый проект – так сказать взять, наверное, не мытьем, так катанием. Опять-таки в журнале «Популярная наука» сообщалось, что в США полным ходом идет разработка… танка-сферы! Как это хорошо видно из рисунка на обложке, это тоже был моноцикл. Чтобы сфера эта могла совершать повороты, ее придумали состоящей из двух половин. Причем каждая из них снабжалась рельефными грунтозацепами и вращалась независимо от другой. Вооружение размещалось в спонсонах на осях вращения и в центральной части танка, остававшейся при движении неподвижной. Двигатель предполагалось изолировать от отсека экипажа и обеспечить ему защиту от ядовитых газов – вот даже как!
Танк-шар. Реконструкция А. Шепса по рисунку из журнала «Популярная наука». 

Танк-шар на обложке журнала "Популярная наука".

После Второй мировой войны моноциклы с обложек американских журналов сразу же пропали, теперь о них стали писать уже наши советские, а потом и российские журналы, например, такой популярный журнал, как «Моделист-конструктор». Например, в 1997 году в нем рассказывалось о моноцикле – трицикле – с ведущим колесом спереди, внутри которого располагался водитель и мотор и двумя опорными колесами сзади, между которыми находилась площадка для груза или сиденье для пассажира. Очень оригинальным был и проект из журнала 2011 года – колесо без мотора, но состоящее из пневмошины большого диаметра, чтобы скатываться на нем с гор!

Но надежды на то, что такие вот моноциклы заполонят улицы наших городов, нет, прежде всего потому, что в городе они не нужны, да в целом и неудобны. На селе… может быть они останутся как образец технической смекалки энтузиастов-самодельщиков. Но вот в фантастических кинофильмах эти машины обрели, можно сказать, свою «вторую жизнь». Так, моноцикл, катившийся по желобу, показали в советском фантастическом фильме для детей «Отроки во Вселенной». Дань этому футуристического вида транспорту отдали и американцы, благо с них-то все и началось. Смотрим «Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов» – Генерал Гривус бежит от Оби-Вана как раз на таком вот моноцикле, а многие боевые машины в эпизоде «Война клонов» также являются моноциклами. Есть они и в кинофильме «Люди в чёрном 3». И хотя это и не реальная жизнь, а произведения жанра кинофантастики, моноциклы все-таки существуют!

Впрочем, нет, есть нечто, что вполне соответствует идее моноцикла и что опять-таки впервые появилось на журнальной обложке. Пляжное «беличье колесо»! Два колеса-поплавка, а между ними трубчатая конструкция с гребными лопатками, внутри которой находится человек. А дальше все происходит, как и с белкой: человек перемещается внутри такого колеса, и оно крутится, а само устройство за счет этого плывет по воде. Интересно, на пляжах сегодня что-то подобное уже появилось, так что хотя бы так идея моноцикла все-таки нашла себе воплощение.