воскресенье, 31 января 2016 г.

Мотоциклы AJW

Всё новое — это хорошо забытое старое. Bimota Tesi, Yamaha GTS 1000, Virus, Dodge Tomahawk с передними маятниковыми подвесками и поворотными ступицами, произведшие фурор в восьмидесятые-девяностые-двухтысячные — вовсе не такая уж новость. Такой конструкции на мотоцикле — скоро век! В 1918 году в серийное производство пошёл очень оригинальный Ner-A-Car, о котором обязательно расскажу отдельно. А в 1928 появился очень оригинальный и передовой мотоцикл, явно предвосхитивший своё время. На больше, чем на полвека.
AJW «Super Four»

Фирма AJW была основана в 1926 году в английском Эксетере, графство Девоншир, предпринимателем Артуром Джоном Уитоном (Arthur John Wheaton), сыном богатого владельца типографии, в помещении которой и собирались мотоциклы. Мотоциклы представляли собой «сборную солянку» из покупных агрегатов, по большей части топового сегмента — рамы Brough Superior, двигатели разных производителей — швейцарские MAG, английские British Anzani и JAP, Blackburne, Villiers, Rudge Python, коробки передач Sturmey-Archer и Jardine. Линейка была обширна, но машины были весьма дороги и престижны, а потому выпуск был крайне невелик: до 1937 года было изготовлено всего 250 экземпляров всех моделей. Цены колебались от £115 до £145 — тогдашних фунтов, не сегодняшних. А фунт стерлингов в тридцатые был куда как весомее! С началом Войны производство было остановлено. В 1937 году Уитон продал мотобизнес и производство переехало сперва в в Борнмут, графство Гемпшир, а затем на Уимборн, Дорсет. Дату продажи Артуром Уитоном фирмы AJW разные источники указывают по разному — и 1936, и 1937 и 1945. Укажу цифру из британских специализированных — им в данном вопросе веры больше, чем Педивикии. В истории фирмы вообще много неясностей и разночтений.

В 1948 были выпущены две модели с двигателями JAP: Speed Fox была построена в небольшом количестве специально для спидвея, и дорожная Grey Fox, оснащённая вертикальным рядным «твином» и телескопической вилкой. Grey Fox выпускался всего около года, а вот спидвейная модель — до 1957 года.
С 1958 года компания прекратила выпуск собственных моделей и занялась продажей под своим именем итальянских лёгких мотоциклов с двухтактниками Minarelli. В 1974 году имя пропало с горизонта, но спустя десять лет марка снова вышла на рынок, опять с итальянскими мопедами, которыми торговала до 1979 года.

Вроде очередная ничем не примечательная история типичного мотопроизводителя «кит-байков», коих во все времена было как собак нерезаных. Однако была в истории марки очень яркая страница: AJW «Super Four».

Этот в высшей мере оригинальный прототип был представлен на международном мотосалоне 1928 года в лондонской «Олимпии». На машине был установлен четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения производства британского филиала фирмы Anzani рабочим объёмом 985 см3, что уже было само по себе очень непривычно по тем временам, применена передняя свечная подвеска с поворотными кулаками и ступицей. Ходовая часть была обильно капотирована. Мотоцикл публикой был принят прохладно — конструкция отпугнула своей оригинальностью и так и остался лишь прототипом.
Однако история его не закончилась.

Мотоцикл был изрядно переработан: был установлен нагнетатель, посадку изменили на полулежачую, сильно напоминающую ту «позу креветки», в которой ныне ездят спортбайкеры, переделали «кузовщину» и в сентябре 1929 года выставили на трек Brooklands со знаменитым гонщиком Джорджем Такером за рулём. Похоже, что результат оказался не столь обнадёживающим, как хотелось, ибо следов о себе кроме единственной фотографии этот заезд не оставил.
И напоследок — небольшой фотосрез истории марки:
 
AJW модели 1928 года с литровым V-twin

 AJW Flying Fox ‘1935



AJW Flying Fox ‘1936
 
Реклама боковых колясок, которыми могли комплектоваться мотоциклы AJW


Послевоенный спидвейный AJW Speedfox в Австралии, где этот вид спорта был очень популярен